Вопреки распространенному мнению о том, что танк Т-24 представлял собой улучшенный вариант опытного танка Т-12, его развитие проходило практически параллельно, хотя многие узлы и агрегаты были у них идентичны. Уже в конце 1929 г. стало ясно, что Т-12 останется только на уровне прототипа и будет, так сказать, отладочной машиной.
Кроме многочисленных технических проблем, с которыми позднее столкнулись на испытаниях, первый советский средний танк обладал малым запасом хода при достаточно высокой стоимости, что для того времени было непозволительной роскошью. На смену ему предстояло разработать новую боевую машину, лишенную этих недостатков. Поскольку ничего лучше, чем Т-12 “под рукой” тогда не оказалось, было принято решение взять за основу именно его. УММ РККА рекомендовало инженерам поработать над уменьшением массы танка до 17500 кг, уменьшив его бортовое бронирование до 20 мм, а днища и крыши до 8 мм. Это позволило бы увеличить запас хода и вооружение. Соответственно, предлагалось спроектировать новый корпус, сборку которого поручили Ижорскому заводу. По документам улучшенный танк проходил как Т-24. Корпус Т-24 отличался двумя характерными чертами.
Так как внутреннее пространство уже было занято, дополнительные бензобаки разместили в надгусеничных полках, как у Т-18. В передней части корпуса, слева от водителя, был установлен дополнительный курсовой пулемет, что повлекло за собой увеличение экипажа ещё на одного человека. Внутренние изменения были незначительными. На совещании 27 марта 1929 г., не дожидаясь постройки хотя бы одного опытного экземпляра, УММ РККА распорядилось изготовить на ГХПЗ опытную партию из 15 танков Т-24. Сборку первых трех машин завершили к концу июля 1930 г. и вскоре один из них (вероятно, наиболее комплектный) был отправлен на полигон в Кубинку, где ему предстояло пройти сравнительные испытания с Т-12. Как и ожидалось, ходовые качества обеих машин оказались примерно равными. Через три дня после начала испытаний (26 июля) на Т-24 установили башню с вооружением, снятую с Т-12, для проведения практических стрельб. Однако, взяв на борт 10 снарядов и выйдя на мягкий грунт, экипаж был вынужден покинуть танк, поскольку у него внезапно загорелся двигатель. От полного уничтожения танк спас механик-водитель Владимиров, в одиночку справившийся с огнем. × После ремонта башню вернули на Т-12, опытный образец Т-24 перевооружили другим орудием. Кстати, 45-мм пушка конструкции Соколова, планируемая к установке на средние танки, испытаний так и не прошла. Вместо неё зарезервировали вариант с орудием аналогичного калибра, впоследствии известным как “танковая пушка образца 1930 г.” Сборку пяти следующих танков завод завершил в августе, а последние семь Т-24 установочной партии были получены в сентябре 1930 г. Дальнейшие планы предусматривали увеличивающийся темп выпуска с 7 машин в месяц с октября 1930 г. и до 45 машин к сентябрю 1933 г. Общий заказ на Т-24 составил 300 танков. Серийный танк мало чем отличался от опытных Т-12 и Т-24. Его ходовая часть, впоследствии унифицированная с тягачом “Коминтерн”, осталась почти без изменений и состояла из 8 сдвоенных опорных катков на борт с вертикальными пружинными рессорами, сблокированными в четыре тележки по два, четырех поддерживающих роликов, переднего направляющего и заднего ведущего колеса. Силовая передача включала дисковый главный фрикцион, планетарную коробку передач, двойной дифференциал в качестве механизма поворота и простые бортовые передачи. Главной башне придали цилиндрическую форму, в крыше малой башни появился люк с откидной крышкой. Бронирование лобовой части корпуса сохранили прежним (22 мм). Боекомплект орудия уменьшили до 89 выстрелов, а пулеметов увеличили до 8000 патронов. Численность экипажа возросла до 5 человек. На Т-24 применили более мощный 300-сильный авиамотор М-6 отечественного производства, но максимальная скорость снизилась до 22 км/ч. Запас хода составлял 120 км при запасе горючего 460 л. Однако, не успев начаться, производство Т-24 было остановлено уже к 1931 г. За этот небольшой промежуток времени успели изготовить 28 шасси, 25 бронекорпусов и 26 башен, из которых собрали 25 “полноценных” танков. Причин здесь нашлось сразу несколько. В 1930 г. вернувшийся из загранкомандировки начальник УММ РККА был просто околдован “вражескими” разработками – прежде всего это касалось легких танков Vickers Mk.E и Christie M1930. Немалую роль также сыграл средний танк ТГ (иногда его называют Т-22, что не совсем верно), разработанный в СССР под руководством немецкого конструктора Э.Гроттэ. По проекту ТГ обладал более сильной бронезащитой и вооружением, что делало её опасной для любого танка противника. Это повлекло за собой отказ от строительства танков отечественной разработки, что в первую очередь касалось Т-24. Вместо него на мощностях ХПЗ предстояло развернуть выпуск танков Кристи (БТ-2). Впрочем, с таким мнением согласны были далеко не все. Так, директор харьковского завода Бондаренко, крайне негативно отнесся к идее начать производство легкого слабо бронированного американского танка, назвав его “вредительским”. На ХПЗ упорно продолжали верить, что Т-24 все-таки будет востребован, поэтому с постройкой первого прототипа танка БТ особо не торопились. Лишь в начале 1931 г., после непосредственного вмешательства руководства УММ и правительства первый опытный БТ-2 наконец был собран и готов к испытаниям.
Источник: http://aviarmor.net/tww2/tanks/ussr/t-24.htm