Недалекое будущее. Маленький мальчик Лео получает серьезную травму шеи, его отвозят в больницу, но он из семьи амишей, и его мать не соглашается на операцию сыну (религия запрещает), хотя знает, чем это чревато. Взрослый Лео (Александр Скарсгард) живет в Берлине, по-прежнему одевается как амиш, почти не пользуются современной техникой (даже телефоном) и работает барменом в ночном клубе. И да, после той травмы он остался немым. У него любовь с официанткой Надирой (Сейнеб Сапех), которая явно от него что-то скрывает (хотя вроде искренне любит его). Как-то в ночном клубе к Надире пристают двое парней, Лео вступается за нее, и с этого момента начнутся проблемы: очень скоро Надира пропадет, и главному герою придется начать ее поиски. В клуб также регулярно заходит некий Кактус Билл (Пол Радд), бывший американский военный, ныне подпольный хирург, который работает на мафию. Он определенно окажется замешанным во всей этой истории…
Ленту «Немой» режиссер Дункан Джонс (сын Дэвида Боуи) задумал еще до выхода своего дебюта «Луна 2112», но в итоге снял лишь в 2018-м году. Изначально фильм затевался как мафиозный детектив-триллер, действие которого разворачивается в наше время в Англии. Потом было принято решение снимать в Токио с Кэном Ватанабэ в главной роли. Но после успеха дебютной картины Джонса, действие перенеслось в будущее. Кстати, здесь есть прямая отсылка к «Луне 2112», и внимательный зритель ее заметит.
Визуально все это, конечно же, напоминает «Бегущий по лезвию» с той лишь разницей, что Ридли Скотт свое кино снимал в 1982-м году. Прошло тридцать шесть лет, а представления кинематографистов о будущем человечества изменились не сильно. Практически в девяти из десяти фильмов будущее показано примерно так же (если только речь не о постапокалиптическом кино, где человечество живет в выжженой пустыне). Тем не менее, будущее в «Немом» выглядит красиво и убедительно (хотя не так красочно и богато как в ремейке фильма «Вспомнить все»). Пожалуй, решение снимать фильм про будущее было единственно верным, ведь сюжетно это обычный триллер, где развязка не является какой-то важной кульминацией. «Немой» - это неспешное кино, где скорее важны диалоги и актерская игра на фоне красивых декораций. И вот здесь можно и нужно отдать должное Скарсгарду и Радду: оба выступили в не самых привычных для себя ролях, но сделали это блестяще.
Почему талантливый режиссер Джонс так долго вынашивал эту задумку и, главное, считал ее приоритетной, наверное, мы не узнаем никогда. Возможно, он рассчитывал на бОльший бюджет, и многое из задуманного осуществить не удалось (фильм в итоге был сделан компаний Netflix, еще до того, как они стали делать блокбастеры). Ведь, если бы в «Немого» добавили еще немного экшна и спецэффектов, это явно пошло бы ленте на пользу. Например, сериал «Видоизмененный углерод» (от тех же Netflix) визуально смотрится куда эффектнее. В любом случае, «Немой» получился как минимум неплохим фильмом с хорошими актерами.
Кино начинается с поговорки амишей: «Чтобы слепить людей, Богу сначала нужно их расплавить». Пожалуй, это не вызывает лишних вопросов: человечество достигло того момента, когда его пора «переплавлять». Но вопросы все равно остаются: причем тут амишы? К чему тема сексуальных извращений (а она присутствует)? Почему главный герой вырос, но так и не сделал операцию, чтобы вернуть себе голос? И, наконец, почему в городах будущего почти все действие всегда происходит ночью? И, конечно же, хочется знать, снятся ли андроидам электроовцы? Впрочем… Это уже к мистеру Ридли Скотту.
Рецензия на фильм Дункана Джонса «Исходный код»