Средний бизнес вслед за крупным стал экономить на электроэнергии, подключаясь к малым электростанциям. По данным группы компаний «МКС», спрос на них в европейской части России вырос в этом году более чем в два раза.
Директор компании, президент Ассоциации малой энергетики Максим Загорнов объясняет это наложением экономического кризиса на рост сетевых тарифов и прогнозирует развитие распределенной энергетики по принципу «каршеринга» и децентрализованных компьютерных сетей.
С чем вы связываете рост спроса? Как объясняют его сами предприятия?
— Прежде всего с ростом сетевых тарифов. Сегодня при среднем напряжении 6–10 киловольт цена за электроэнергию для потребителя доходит до 6-7 рублей за киловатт-час с НДС. А с 1 июля тариф снова вырос, в среднем на 5–7 % по регионам. Для предприятий это чувствительно: сейчас кризис, рентабельность у всех очень низкая, все хотят сэкономить. Если при рентабельности 10–15 % ты экономишь на чем-то еще 10 %, это большой плюс в плане конкурентоспособности. Ты можешь таким образом снизить цену своей продукции без потери прибыли.
С чем вы связываете рост спроса? Как объясняют его сами предприятия?
— Прежде всего с ростом сетевых тарифов. Сегодня при среднем напряжении 6–10 киловольт цена за электроэнергию для потребителя доходит до 6-7 рублей за киловатт-час с НДС. А с 1 июля тариф снова вырос, в среднем на 5–7 % по регионам.
Какой способ экономии наиболее популярен — покупка электростанций в собственность или аренда?
— Покупают электростанции примерно только 20 % предприятий, 80 % предпочитают энергосервисные контракты: при равномерном потреблении это выгоднее. Клиент ничего не покупает, не несет капитальных затрат, строить ему ничего не надо: мы сами привозим и устанавливаем ему блок-модули с оборудованием. С учетом того, что сегодня 90 % предприятий подключены к газу и у всех есть котельные, от предприятия не требуется дополнительных инвестиций, а затраты, связанные с интеграцией, мы берем на себя. При этом электроэнергия обходится потребителю дешевле, чем в сетях. Это можно сравнить с каршерингом.
География спроса на энергосервисные контракты: где он растет?
— Это, прежде всего, первая ценовая зона — вся европейская часть России, включая Урал. То есть там, где высокий уровень газификации и где нет дешевой электроэнергии от гидроэлектростанций. Например, большой спрос у среднего бизнеса в Подмосковье: там проще подключиться к газу, чем в Москве, а тариф на электроэнергию очень высокий.
Сетевые компании вряд ли этому рады. Вы или ваши клиенты сталкиваетесь с противодействием?
— Лоббистского ресурса запретить бизнесу использование автономных электростанций у «Россетей» вряд ли хватит. Но они могут пролоббировать введение платы за неиспользуемый резерв мощности — «Россети» уже пытались это сделать. Но это приведет к росту текущих тарифов в среднем на 1,5 руб. и к разорению малого и среднего бизнеса, в результате те же «Россети» потеряют часть потребителей. Кроме того, это будет подталкивать бизнес к переходу на полностью автономное электроснабжение. Технически это сейчас возможно, хотя для энергосистемы в целом это не лучший вариант.