Ни для кого не секрет, что на заре своего становления рок-музыка в СССР испытывала немалые трудности: начинающие музыканты повсеместно сталкивались с цензурой, запретами на публичные выступления и принципиальной недоступностью студий звукозаписи, которые были привилегией официально признанных ВИА – вокально-инструментальных ансамблей. Молодым рокерам приходилось записываться на любительскую аппаратуру и выступать перед узким кругом единомышленников. Немудрено, что в СССР в своё время сформировалась целая культура "квартирников" – явление, для западной музыки совершенно немыслимое и нехарактерное.
Лишь с началом горбачёвской перестройки и гласности русский рок смог "легализоваться". Во многом это произошло благодаря рок-клубам, повсеместно создававшимся по всей стране. Организация рок-групп в такие "кооперативы" была выгодна и властям – с их помощью бунтарей было проще держать под контролем, ведь все они вдруг оказались на виду. В кои-то веки Урал не отставал от центральной части страны: рок-клуб в Свердловске был создан практически одновременно с Московской рок-лабораторией и лишь на пару лет позже знаменитого Ленинградского рок-клуба.
За пять с небольшим лет своего существования Свердловский рок-клуб объединил три десятка уральских рок-групп и дал билет в жизнь многим коллективам, впоследствии вписавшим свои имена в историю русского рока. О пяти самых известных уральских группах я хотел бы рассказать вам в этом очерке.
1. Урфин Джюс
Судьба была не очень благосклонна к одной из первых свердловских рок-групп, созданной в самом начале 80-х годов. Коллектив под предводительством "дедушки уральского рока" Александра Пантыкина просуществовал всего десять лет. Уже на первом фестивале Свердловского рок-клуба в 1986 году группу ждал прохладный приём – возможно, она звучала немного "старомодно" на фоне молодых да бойких последователей. Наследие группы в итоге буквально кануло в лету: сейчас мало кто припомнит хотя бы одну песню этих ребят. Будучи первопроходцами русского рока на Урале, группа оказала огромное влияние почти на всех уральских рокеров того времени, которые и поныне отзываются об этом коллективе и лично его харизматичном лидере Саше Пантыкине с большим теплом и уважением. Последний, к слову, до сих пор живёт в Екатеринбурге, пишет музыку для театральных постановок и является организатором широко известного фестиваля "Ночь музыки".
2. Чайф
Пожалуй, одни из самых известных уральских рокеров, название коллектива которых восходит к чаю-чифирю, в неимоверных количествах поглощавшемуся в своё время на их первых репетициях. Владимир Шахрин, Владимир Бегунов и Олег Решетников основали группу в 1985 году. Первый же фестиваль Свердловского рок-клуба принес ребятам известность: музыканты полюбились местной публике, а заодно сразу же попали в список "запрещённых" коллективов. Уральские корни отчетливо прослеживаются в творчестве группы – первые два ей альбома назывались "Верх-Исетский пруд" и "Субботним вечером в Свердловске". Чайф – единственный коллектив из этой подборки, продолжающий творческую деятельность и в наши дни. Группа, не так давно отметившая своё тридцатилетие, до сих пор записывает новые песни и собирает целые стадионы поклонников.
3. Nautilus Pompilius
Поистине культовый музыкальный коллектив, основанный в 1982 году студентами Свердловского архитектурного института Вячеславом Бутусовым и Дмитрием Умецким. Творчество группы вобрало в себя множество направлений от хард- и арт-рока до альтернативы, инди и даже фолка. В этом стиль и философия "Нау", как сокращённо именовали группу фанаты, были в чём-то тождественны "Аквариуму" Бориса Гребенщикова. К концу 80-х годов Наутилус был известен по всему СССР, музыкальные критики зачастую ставили группу в один ряд с такими гигантами рока, как "Кино" и "ДДТ". Свой последний альбом коллектив записал в 1997 году, после чего его участники лишь изредка объединялись для совместных концертных выступлений.
4. Агата Кристи
Этот небезызвестный коллектив был основан в 1985 году уроженцами Асбеста и студентами Уральского политеха Вадимом Самойловым, Александром Козловым и Петром Маем. Ребята долго не могли определиться с названием и в итоге неожиданно даже для самих себя назвались в честь знаменитой английской писательницы. Известность настигла "Агату" чуть позже их более именитых коллег по цеху: пик популярности группы пришёлся на первую половину 90-х годов, когда вдруг оказалось, что порядком декадентские тексты группы прекрасно соответствуют мрачной постсоветской действительности. В итоге коллектив просуществовал до 2010 года, записав десять студийных альбомов, последний из которых носит говорящее название "Эпилог". Красивую точку в истории группы музыканты поставили, дав прощальный концерт на фестивале "Нашествие" перед почти двухсоттысячной толпой.
5. Смысловые галлюцинации
Одна из самых молодых рок-групп Свердловска 80-х годов. Собственно говоря, она была создана лишь в 1989 году, а в тусовке Свердловского рок-клуба успела поучаствовать чуть больше года, поскольку последний вскоре формально прекратил своё существование. К 1995 году, когда к группе пришла определенная известность, от коллектива, дебютировавшего на сцене рок-клуба, остались лишь название и неизменный фронтмэн Сергей Бобунец. "Глюки", как их окрестила публика, начинали как типичные панки, но довольно быстро поменяли стилистику, начав сочинять и играть то, что теперь принято расплывчато называть инди-роком. Из всего творчества группы наибольшую известность получили песни "Вечно молодой" и "Розовые очки", вошедшие в саундтрек культового фильма "Брат 2". В 2016 году Сергей Бобунец объявил о том, что группа прекращает существование. Свой последний концерт уральские рокеры дали в 2017 году.
Все без исключения советские рок-клубы ушли в небытие в начале 90-х годов. Это было закономерно: просто-напросто исчез сам смысл их существования. Прошли времена, когда желавшие выступать на публике рокеры должны были согласовывать свой репертуар с партийными органами, а стихийные концерты, фестивали и даже квартирники разгоняла милиция. Но и поныне ветераны рока зачастую с ностальгией вспоминают те годы, когда их музыка и их имидж были не просто средством самовыражения, а самым настоящим вызовом советской власти. Теплые слова неизменно звучат и в адрес советских рок-клубов, участие в которых для многих музыкантов стало первым шагом на пути к известности и массовому признанию. С этой точки зрения Свердловскому рок-клубу не в чем себя упрекнуть: он дал "путевку в жизнь" многим коллективам, внесшим немалую лепту в уникальный пласт культуры, вошедший в историю как русский рок.