Найти в Дзене
Иерей Георгий Максимов

Несколько слов о выброшенных Евангелиях

Несколько лет назад накануне Пасхи Сретенская семинария сделала большое дело: в качестве пасхального подарка от Святейшего Патриарха семинаристы три дня подряд раздавали в московском метрополитене Евангелие от Марка всем, кто желал такой подарок принять.
После этого сайт «Православие.Ру» стал публиковать заметки студентов Сретенской духовной семинарии об их впечатлениях от акции.

Студенты Сретенской духовной семинарии раздают Евангелие от Марка у станции метро «Университет».
Студенты Сретенской духовной семинарии раздают Евангелие от Марка у станции метро «Университет».

Лейтмотивом в воспоминаниях участников раздачи проходит глубокое сожаление от того, что некоторые люди из тех, кто брал Евангелия, выбрасывали их по дороге: «У многих из нас с ужасом сжималось сердце, когда вытаскивали порванное Священное Писание из мусорных урн, прожженное сигаретами или со следами подошв на обложке. Не все были готовы к тому, чтобы увидеть такое обращение с Божественным Откровением» (Дионисий Павлов); «В тот момент меня поразило: как же люди могут мять эту книгу и выбрасывать в грязную урну? За что человек может так ненавидеть Бога?» (Василий Родионов); «Страшно смотреть, как некоторые люди выбрасывали Евангелия, топтали, рвали» (Егор Мовчан); «Очень небрежное отношение к Евангелию. Особенно это касалось взрослых мужчин и лиц неславянской внешности. Приходилось за ними ходить и вытаскивать Евангелие из мусорных баков» (Иван Букарев); «Кто-то брал книгу, потом выбрасывал, топтал ногами, плевал, тушил об нее сигареты. Тяжело было подбирать такую книгу в таком состоянии» (Константин Норкин); «Тяжелее всего было переносить две вещи: выброшенные Евангелия и человеческое безразличие» (Иван Хохлов).

То, что рассказали ребята, действительно очень печально. Об этом тяжело даже просто читать, а уж как тяжело это было видеть.

Но вместе с тем, читая такие слова, я вспоминал о том, с чего началось мое путешествие к Богу и к Его Церкви. А началось оно как раз с выброшенных кем-то в метро брошюрок Евангелия. И мне захотелось об этом рассказать. Именно в таком контексте.

Хотя по отцовской линии я происхожу из духовного сословия (мой прадед был священником), в советское время мои родители были неверующими людьми, и я знал о христианстве не больше, чем основная масса моих сверстников. Собственно говоря, практически ничего не знал. В нашей семье хранилась старая дореволюционная Псалтырь на церковнославянском языке, которую вместе с иконами моя прабабушка успела спасти из дома перед тем, как его сожгли немцы. Помню, как я в детстве разглядывал эту книгу, но прочитать ее не мог.

Старая Псалтирь.
Старая Псалтирь.

Я не знал ничего о Боге, но, как и любой человек, я любил красоту. Красоту образа, красоту звука, красоту запаха, красоту состояния, красоту слов, красоту мысли, красоту поступка и самую высшую — красоту Истины.

Кажется, на дворе был 1991 год. Одна из моих бабушек (не родная) в то время работала уборщицей в метрополитене. И вот как-то раз она нашла выброшенные книги — то было Евангелие от Луки. Бабушка тогда исповедовала атеизм, но внушенное с детства почтение к книгам (а может быть, какое-то более глубокое чувство) заставило ее поднять их и принести к себе домой. Один экземпляр она при встрече дала почитать мне, в то время подростку, а второй оставила себе.

Читать я любил, поэтому прочел и полученную от бабушки книжку. На мою душу она произвела сильнейшее воздействие. Я почувствовал, что описанное в ней — не просто правда, как может быть правдив исторический источник, но что это неизменная константа бытия — то, что больше истории, то, что больше меня. Я почувствовал, что не я оцениваю эту книгу; напротив, по этой книге будут оценивать меня, независимо от того, как я к этому факту отношусь.

И после прочтения этой брошюрки, кем-то пренебреженной и выброшенной, я стал верующим человеком. Я стал называть себя христианином, хотя прошло еще четыре года, прежде чем я наконец воцерковился.

Узнав Православие, я увидел неземную красоту его и полюбил ее.

Говоря о красоте Православия, я подразумеваю не эстетическую красоту храмов, икон, церковного пения… Речь идет о догматической красоте. Сама вера православная, само учение Церкви, сама Благая Весть красива. Бог стал человеком — это красиво! Творец снизошел к Своему творению — это красиво! Божественное единение лиц Пресвятой Троицы в любви — это красиво! Я видел красоту каждого догмата, каждого слова и поступка Христа, Его учеников и их учеников — святых. И красота эта пленила меня.

Это и есть красота Истины. И впервые приоткрыло ее для меня Евангелие, выброшенное кем-то в переходе метро.

Бабушка, которая дала мне ту брошюрку, за эти годы тоже обрела веру и пришла в Церковь. Но лишь много лет спустя, разговорившись с ней о том случае, я с удивлением узнал, что для нее первым шагом к вере тоже стало знакомство с экземпляром найденного ею Евангелия от Луки — тем, который она оставила себе.

И я рад засвидетельствовать, что на нашей семье явным образом исполнилось сказанное Господом: «Слово Мое, которое исходит из уст Моих, — оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его» (Ис. 55: 11).

Слава Богу, что есть не только выбрасывающие слово Божие. Есть и подбирающие. И об этом тоже засвидетельствовали ребята, трудившиеся на благом послушании:

«Очень много невоцерковленных и неправославных людей, но при этом благоговеющих перед святыней, хотя иногда и чужой: многие помогали собирать выброшенные книги, особенно рабочие из Средней Азии» (Иван Хохлов); «Очень многих возмущало, что много Евангелий выбрасывалось. Но всегда Господь посылал тех людей, которые не боялись поднять их, порой даже из грязи, и принести назад нам» (Денис Костомаров); «Ко мне подошел пожилой мужчина приятной наружности, он представился и сказал, что он ученый, преподает в одном московском вузе. Этот человек рассказал, что, когда шел по переходу, увидел валяющееся на полу Евангелие. Он поднял его, сказал, что приведет его в порядок и кому-нибудь подарит» (Александр Бобраков).

-3