В чеканке монет из меди, в том числе номиналом 5 копеек, в 1803 году принимали участие 2 монетных двора.
В Екатеринбурге, с обозначением ЕМ, чеканили монеты преимущественно для европейской части России. За год монетный двор успел изготовить довольно внушительный тираж — 31 819 980 штук, израсходовав таким образом более полутора тысяч тонн меди.
В Сузуне чеканили пятаки для азиатской России с обозначением КМ (колыванская монета). Согласно ведомости монетного двора, в 1803 году всех номиналов медной монеты было выпущено на сумму 180 000 рублей. Принимая во внимание тот факт, что до настоящего времени других номиналов медных монет регулярной чеканки Сузунского двора этого года не встречалось, напрашивается вывод, что здесь чеканили только пятаки, следовательно, и тираж этой монеты составил 3 600 000 штук.
Именным Указом Сенату от 1 октября 1801 года Александр Павлович, «признавая непоколебимость внутреннего достоинства монеты необходимою к сохранению общего доверия», подтвердил установленную Павлом в 1797 году монетную стопу. Монетные дворы получили распоряжение продолжать чеканку медных монет всех номиналов по 16 рублей из пуда меди, но уже по новым, утвержденным тем же Указом рисункам монеты.
Итак, характеристики монеты 5 копеек 1803 года:
Материал: медь.
Номинальная масса 51,19 г.
Диаметр 42-45 мм.
Гурт шнуровидный.
Рассмотрим пятикопеечную монету Екатеринбургского монетного двора. Забегая вперед, отметим, что различают пять основных разновидностей пятаков с обозначением ЕМ.
Начнем с реверса. В центре расположен номинал монеты — цифра 5 с точкой и надпись «копеек». Под надписью — разделительная черта, еще ниже - год выпуска монеты. Обратите внимание, что после года чеканки точки нет. Под годом располагается обозначение монетного двора, который чеканил монету — буквы «Е» и «М». После каждой буквы — точка. Вдоль периметра монеты размещены пять концентрических линейных кружков, на которых расположены пять окантованных счетных точек, дублирующих номинал монеты. По краю поля монеты выполнен рубчатый ободок.
Кстати, эти монеты благодаря композиции из кружков, напоминающих кольца, среди нумизматов и коллекционеров получили сленговое название «кольцевики».
Такой же ободок и композиция из кружков со счетными знаками расположены и на аверсе. В центре изображен малый государственный герб Российской империи — двуглавый орел, увенчанный тремя императорскими коронами. В когтях правой ноги орла — скипетр, в когтях левой — держава. На груди орла нанесен Московский герб — щит с конным Святым Георгием Победоносцем, поражающим копьем крылатого дракона. Вокруг щита — цепь ордена Святого Апостола Андрея Первозванного.
Для определения первой разновидности следует обратить внимание на рисунок орла, счетные точки аверса и реверса и точки после букв и цифр на реверсе. Этот тип штемпелей обеих сторон монеты использовался при чеканке монет в 1802 году. Отметим разновидность, как аверс и реверс 1802 года.
В 1803 году монетный двор начал использовать для чеканки пятаков штемпели с новыми видоизмененными рисунками аверса и реверса, но полный переход произошел не сразу. Так же, как и в 1788 году, появились так называемые штемпельные «перепутки» — монеты с аверсом нового образца и реверсом старого и наоборот.
Ко второй разновидности монеты относят пятаки с аверсом образца 1802 года и реверсом нового образца. Так как полный переход на чеканку новыми штемпелями произошел только в 1806 году, отметим разновидность, как реверс образца 1806 года. Отличить новый реверс от старого можно по нескольким характеристикам: счетные точки и точки после цифры номинала и обозначения монетного двора в новом реверсе состоят из концентрических колец, появляется точка после года чеканки, а разделительная черта становится тоньше, утолщаясь к центру.
В третьей разновидности — реверс старого образца, а аверс — нового. На новом аверсе счетные точки выполнены, как и на новом реверсе — в виде концентрических колец; двуглавый орел — с более «растрепанными» крыльями, перья на которых расположены иначе, а щит Московского герба имеет другую форму. Отмечаем аверс образца 1806 года, а реверс — 1802.
Четвертая разновидность пятаков 1803 года выполнена новыми штемпелями аверса и реверса. Отмечаем.
К пятой разновидности монет Екатеринбургского монетного двора относят монеты, на которых двуглавый орел также нового образца, но имеет небольшие отличия по величине, изображению крыльев и форме щита Московского герба. Пятаки с таким видом орла чеканили в небольшом количестве и только в 1803 году. Вероятно, при замене старых штемпелей были изготовлены два вида новых, а после пробной чеканки было принято решение остановиться на одном виде, который и использовался в дальнейшем. Отмечаем эту разновидность как аверс с «особым» орлом.
Перейдем к монете Сузунского монетного двора. Разновидностей монет регулярной чеканки не выделяют, но пятаки этого двора немного отличаются от екатеринбургских. Кроме различий в рисунке орла, бросается в глаза обозначение монетного двора, расположенное не на реверсе, а на аверсе монеты. Также на монетах с обозначением КМ отсутствует зубчатый ободок, от которого в Сузуне отказались в прошлом, 1802 году.
Теперь, зная разновидности, рассмотрим среднюю стоимость монет согласно проходам на аукционах.
Стоит заметить, что все «кольцевые» пятаки —довольно редкие и ценные медные монеты времен правления Александра I, несмотря на то, что только один Екатеринбургский монетный двор за восемь лет выпустил более ста семидесяти миллионов экземпляров этой монеты.
Основная причина их редкости кроется в действиях правительства Российской империи.
Монеты из меди по шестнадцатирублевой монетной стопе чеканились до 1810 года. Манифестом от 29 августа правительство повысило монетную стопу до двадцати четырех рублей из пуда меди, исходя из стоимости меди в слитках на тот момент. Хождение тяжелых монет прежней чеканки не отменили, рассчитывая, что постепенно с помощью казенных сборов старую монету заменят на новую, более легкую. В дальнейшем, изъяв из обращения, всю старую монету планировали переделать в новую с помощью девяти временных монетных дворов.
Но, согласно докладу министра финансов Дмитрия Гурьева от 2 сентября 1821 года, смысла в этом не было, так как за десять лет чеканки монет по двадцатичетырехрублевой стопе их было выпущено столько, что передел старых монет стал нецелесообразным, тем более, что стоимость меди на тот момент составляла уже 31 рубль за пуд. Намного легче было сплавить всю старую монету в штыки и реализовать за границу, получив таким образом практически сто процентов прибыли, что постепенно и было сделано.
Кроме того, цена на медь и повышение монетной стопы привлекали предприимчивое население к легкой наживе, несмотря на запрет частной переплавки Манифестом, приравнивающий такие действия к фальшивомонетничеству. Также правительству постоянно поступали известия о попытках вывоза за границу медной монеты старой чеканки.
Так, к примеру, в мае 1824 года на отправлявшемся из Архангельска торговом судне, принадлежавшем купцу Попову, было обнаружено тайно погруженной медной монеты старого чекана на 814 рублей, что составляло около пятидесяти пудов меди. После обыска дома купца было найдено еще на 532 рубля такой монеты, которая была конфискована и переплавлена.
Таким образом, действия правительства, с одной стороны, и желание населения быстро обогатиться, с другой, практически полностью истребили тяжелые «кольцевые» монеты.
Вернемся к рассмотрению стоимости.
Первая и четвертая разновидности пятаков Екатеринбургского монетного двора ценятся приблизительно одинаково. Средняя стоимость может колебаться от 60 долларов за монету в очень хорошем состоянии до 600 — в превосходном.
Обе разновидности «перепуток» стоят примерно в пять раз дороже — от 275 долларов за монету в очень хорошем состоянии до 3000 — в превосходном. Редкость «перепуток» подтверждают и авторы классических каталогов.
Монету с особым типом орла Владимир Биткин выделяет, как очень редкую, но, согласно проходам на аукционах, средняя стоимость этой монеты находится в том же диапазоне, что и пятаки второй и третьей разновидностей.
За монету Сузунского монетного двора коллекционеры готовы платить в среднем от 40 долларов за монету в хорошем состоянии до 1200 долларов — в превосходном. В свое время Петров и Ильин оценили эту монету в 2 рубля и 1 рубль соответственно.
Также существует новодельная монета с обозначением КМ, которая отмечена в каталоге Биткина как весьма редкая, но из-за отсутствия предложений на рынке определить ее среднюю стоимость невозможно. Как правило, появление такой монеты в продаже обязательно вызывает интерес среди нумизматов и коллекционеров.
В 1803 году на рынках города Киева цены были примерно такие:
За 1 копейку можно было купить килограмм гречки, а просо стоило в два раза дороже. За килограмм пшеницы в среднем просили 3,5 копейки.
Коровье масло продавали из расчета 14 копеек за фунт, свежий гречишный мед — по 5 рублей за пуд, а за кружку парного молока нужно было заплатить около 2 копеек.
Свиное сало применялось не только для употребления в пищу, но и для освещения помещений, поэтому спрос на этот продукт был довольно высоким, а цена выше, чем даже на мясо. Так, к примеру, за килограмм свинины или баранины просили в среднем 7,5 копеек, телятины — около 9, а за килограмм сала нужно было заплатить около 20 копеек.
Из домашней птицы на рынке можно было купить курицу за 15 копеек, утку — за 20, а за пару гусей нужно было заплатить в среднем 60 копеек.
Зарплата уездного лекаря 2-го разряда в 1803 году составляла 15 рублей в месяц, надзирателя на таможне — 25 рублей, а губернский землемер получал жалованье 400 рублей в год.
Как известно, в 1802 году были созданы 8 новых министерств Российской империи. Каждому министру было определено годовое жалованье 12000 рублей. Кроме того, каждому полагалось по 5000 рублей в год на аренду недвижимости для себя и своей Канцелярии до тех пор, пока правительство не предоставит каждому отдельный дом.
Монета 5 копеек 1803 года могла быть в руках мореплавателя Ивана Фёдоровича Крузенштерна или генерала Петра Ивановича Багратиона, баснописца Ивана Крылова или историка Николая Карамзина.
Исходя из этого, следует помнить, что основная ценность монеты — в ее истории.
Список использованной литературы:
- Биткин В. В. Сводный каталог монет России. Часть ІІ (1740–1917). — К., 2003.
- Великий Князь Георгий Михайлович (Корпус русских монет). Монеты царствования императора Павла І и императора Александра І. — СПб., 1891.
- Великий Князь Георгий Михайлович. Описание и изображение некоторых редких монет моего собрания. — СПб., 1886.
- Уздеников В. В. Монеты России 1700–1917. 3-е изд. — М., 2004.
- Уздеников В. В. Объем чеканки российских монет 1700–1917. — М., 1995.
- Уздеников В. В. Монеты России XVIII–XX века. Очерки по нумизматике. 3-е изд. — М., 2004.
- Кашкаров М. Денежное обращение в России. Том І. — СПб., 1898.
- Гурьев А. Н. Денежное обращение в России в XIX столетии. Исторический очерк. — СПб., 1903.
- Петров В. И. Практическое руководство для собирателей монет. 3-е изд. — М., 1900.
- Гиль Х. Х., Ильин А. А. Русские монеты, чеканенные с 1801 по 1904 г. Практическое руководство для собирателей. — СПб., 1904.
- Семенов В. Е. Монетное дело Российской империи. — СПб., 2010.
- Семенов В. Е. Монеты России 1700–1917. Приложение к базовому каталогу. 14 редакция. — СПб., 2013.
- Полное собрание законов Российской империи. Собрание Первое. 1649-1825 гг. — СПб., 1830.
- Газета Санкт-Петербургские Коммерческие Ведомости. — СПб., 1802–1811.
От редакции: материал предоставлен каналом «Monetos TV» на «Youtube». Смотрите и подписывайтесь!
Валерий Николаев
Альманах ДЕНЬГА №2 (20) / 2017