Найти тему
ДЕТСКИЙ ШАНС

ВМЕСТЕ С МАМОЙ

 Практиковаться  в развитии сначала устной речи хорошо еще до школы. Разговаривайте с малышом, играйте с ним в слова, просите описывать картинки, предметы или пейзажи, рассказывать истории, рассуждать на какие- нибудь темы, обопщать, делать выводы. 

А теперь вспомним школьную программу. Сочинения бывают 3  видов: описание, например, "Лес зимой" , повествование- "Как я провел лето", рассуждение- "Война и мир в одноименном романе Л. Н. Толстого" . И каждое сочинение должно состоять из 3 частей: введения, основной и заключительной. 

Прежде всего определитесь  с темой. Темы бывают широкие-" Любовная лирика В. В. Маяковского" и узкие -" Образ Базарова в романе" Отцы и дети". В первом случае  приведите примеры 3-4 разных стихотворений и проанализируйте их, во втором расскажите о Базарове и порассуждаете о том, что Тургенев хотел донести до читателей, создавая этот образ. Текст работы должен четко соответствовать заданной теме. Объясните это ребенку. 

Следующий шаг- идея. Если тема-  это о чем писать, то  идея-  это что именно писать, другими словами, основная мысль сочинения. Нужно сформулировать ее заранее и записать.

 У одной темы идеи могут быть разными. Благо, сейчас не обязательно всем под копирку утверждать , что Катерина- луч света в темном царстве. Ученик может излагать в сочинении свои мысли и делать свои выводы, главное, чтобы они были подтверждены  текстом произведения. 

 Например, тема: "Нечистая сила в романе  Булгакова" Мастер и Маргарита". Возможные идеи:" Воланд и его свита причиняют людям зло", или "смеются над людьми", или "спасают Мастера и Маргариту".

Дальше собираем материал. В первую очередь, конечно сам текст произведения, выписываем нужные цитаты, без них никак. Цитатами нужно будет иллюстрировать свои  мысли. Пригодятся и критические статьи по теме, и образцы сочинений из интернета. Только не надо их просто переписывать. Учитель заметит плагиат. 

Далее составляем план, не забываем про введение и заключение. В основной части-  один пункт плана, один тезис. 

Чтобы не бояться  белого листа, можно начать хаотично записывать любые мысли по теме, а уже потом на черновике распределить их по пунктам плана. 

Черновик нужен для того, чтобы, написав его, ваш ученик смог проверить свою работу, найти ошибки и исправить их. 

Что писать во введении? 

Вариантов множество. Например,  на тему "образ Петербурга в романе" Преступление и наказаниие"" в первой части сочинения можно написать о том, в каком году был написан роман и что представлял  собой Петербург в это время. О том, какое место занимал этот город в жизни писателя. О том, что описание города может быть художественным приемом. И даже о своих собственных впечатлениях о Петербурге. 

В заключении подводим итог всего сочинения, то есть  излагаем его основную мысль. 

И еще один совет. Многие думают, что выбирать на экзамене свободную тему сочинения- это самое простое. Но свободные темы- штука коварная. 

Раскрывая их, обязательно нужно приводить примеры не только из собственной жизни, но и из нескольких литературных произведений опять же с цитатами. 

#детскийшанс #какписатьсочинения #развитиедетей #воспитаниедетей