Найти в Дзене
жена итальянца

Тест на любовь к кино с геройством и маска-радом

Россияне, приехавшие на 77й Венецианский фестиваль во время пандемии коронавируса, то ли - настоящие герои, то ли – безумцы, готовые ради искусства кино на любые приключения, читай – препятствия. Даже я, живущая в Италии, сомневалась, стоит ли ехать, не было уверенности, что фестиваль не отменят в последний момент.
Кинокритик Егор Беликов добирался в Венецию из Москвы через Лондон и Рим. Его

Россияне, приехавшие на 77й Венецианский фестиваль во время пандемии коронавируса, то ли - настоящие герои, то ли – безумцы, готовые ради искусства кино на любые приключения, читай – препятствия. Даже я, живущая в Италии, сомневалась, стоит ли ехать, не было уверенности, что фестиваль не отменят в последний момент.

Кинокритик Егор Беликов добирался в Венецию из Москвы через Лондон и Рим. Его долго промурыжили в Риме, не смотря на все необходимые документы, из которых туристическая виза – не самый главный, по ней сейчас в Италию не пускают.

Руководство Венецианского кинофорума сделала для иностранных журналистов специальные правила въезда: нужно сдавать тесты на коронавирус: до и после перелёта, еще раз — через пять дней после прибытия и — по возвращении в Россию. Но ни аккредитация на кинофорум, ни официальное письмо от дирекции – не впечатляло пограничников.

Известный кинокритик, главный редактор журнала «Искусство кино» Антон Долин тоже прилетел через Лондон с тестом и письмом. Билет он взял за пару дней до вылета, так как в наше время планировать что-то заранее невозможно.

Между кинокритиками-героями Антоном Долиным и Егором Беликовым
Между кинокритиками-героями Антоном Долиным и Егором Беликовым

Рейс 2 сентября, на котором должны были прилететь другие московские коллеги – отменили, и не все готовы были совершать «подвиги» во имя кино.

В мире – три главных кинофорума: Венеция с премией «золотой крылатый лев Сан Марко», Канны – с «золотой пальмовой ветвью» и Берлин – с «серебряным медведем». Последний успел пройти в феврале 2020го, Каннский в мае – отменили, но Венеция – выстояла. Республика Серениссима не один раз пережила чуму, что ей – коронавирус!

Даже режиссёр Филипп Юрьев рисковал не прилететь на премьеру своего первого полнометражного фильма «Китобой», отобранного в программу «Дни Венеции». Хорошую новость Филипп узнал всего месяц назад и, конечно, он не мог пропустить это событие. Почему-то пограничников в Турции тоже совсем не убедил пакет документов с приглашением от дирекции Венецианского кинофестиваля, письмами от посольства России, тестом на ковид и так далее.

- Нас с продюсером Полиной Дёминой задержали на три часа в Стамбуле, заявили, что по нашим визам вообще въехать нельзя, не хотели рассматривать документы от послов с кучей печатей. Сказали ждать каких-то списков. Затем связались с Венецией. Хорошо, что время пересадки позволило не потерять перелёт из-за выяснений, - поделился Филипп Юрьев.

Мытарства Юрьева даром не прошли и уже следующую киногруппу из России, представляющую фильм «Конференция» Ивана И. Твердовского, вошедший вместе с «Китобоем» в программу «Дни Венеции», в Стамбуле встретили уважительно и оперативно пропустили.

А вот один из членов жюри, румынский режиссер Кристи Пую не приехал в Венецию добровольно, из «человеколюбия». На презентации своего нового фильма "Мальмкрог", Пую заявил, что сидеть по 2-2,5 часа в маске (обычно фестивальные фильмы довольно длинные) - бесчеловечно. В итоге в жюри румынского режиссера заменил американский актер Мэтт Диллон («Дикость», «Все без ума от Мэри», «Столкновение»).

Отказалась от поездки в Венецию и героиня документального фильма «Грета» Натана Гроссмана – Грета Тунберг, 17-летняя шведская эко-активистка, призывающая обратить внимание на проблему изменения климата на планете. За два года борьбы Грета пропустила много месяцев учёбы и не хотела терять занятия даже ради премьеры. Она вышла на связь с журналистами по видео во время школьной переменки.

Жаль, не приехала Грета, ей бы понравился крылатый лев, приземлившийся в зоне кинофестиваля, у дворца Казино. Скульптор Марко Марталар соорудил его из веток, коры и корней. Это самый большой лев в мире из натуральных материалов – 4,70 метра в длину и 3 метра – в высоту.

На открытие фестиваля приехали директора восьми кинофорумов мира, в том числе – каннского, берлинского и – локарнского – 4го по статусу после трёх «кинокитов».

Надо сказать, что на фестивале в Венеции меры безопасности соблюдаются очень строго. При входе в зону форума, затем в кинозал или пресс-центр - вам измерят температуру, и если она будет выше нормы – чао. Никаких поблажек. Однажды я увидела машину скорой помощи у отеля «Эксельсиор», подумала, неужели, у кого-то обнаружили симптомы ковида?!

Очень строго проверяют содержимое сумок, просят обрабатывать руки обеззараживающим гелем, флаконы с которым стоят на каждом углу.

Кресла во всех залах зафиксированы ремнями – через одно, то есть – даже если захочешь сесть – не получится. Билетных касс нет, только один киоск – инфопоинт. Продажа билетов – только онлайн.

Журналисты и другие гости с аккредитацией должны бронировать себе конкретное место и каждый показ фильма через онлайн-платформу boxol.it . Несмотря на то, что до Венеции добрались примерно 50% коллег, попасть на многие фильмы было очень сложно. Даже на российский «Китобой» я попала чудом, благодаря упорству – я проверяла каждый час: вдруг кто-нибудь отменил свою бронь. Когда увидела место в системе, тут же зафиксировала его за собой. А вот посмотреть фильм внучки Фрэнсиса Форда Джии Копполы «Мейнстрим» мне, например, не удалось, не смотря на приложенные усилия. Коллеги говорят, что классный!

Вход – по бейджику, по которому сканируют и твои данные, и билет.

Естественно – маски! Без них – прохода нет никуда. Не сделали исключения даже звездам. Правда, Тильда Суинтон, представившая в Венеции вместе с режиссёром Педро Альмодоваром новый фильм «Человеческий голос» по одноименной пьесе Жана Кокто, пыталась обхитрить всех. Она появилась на красной ковровой дорожке с позолоченной маской в виде стилизованной бабочки. Она держала её перед собой на палочке, пытаясь соблюдать дистанцию с коллегами(фото в галерее).

Красная дорожка в этом году скрыта от глаз зрителей – она замурована высокой стеной, чтобы избежать контакта между звездами кино и эмоциональными зрителями. Никаких автографов и селфи!

В зале дворца кино на церемонии открытия фестиваля Тильда всё-таки надела маску, явно самодельную, из белой ткани. Правда, она её закрепила только на одном ухе… 2 сентября британской актрисе, обладательнице «Оскара» и десятка других престижных наград вручили «Золотого крылатого льва» - за успехи в карьере. Наверное, мотивом послужило то, что в ноябре 2020го звезде кино исполняется 60 лет. Но как же она шикарно выглядит!

Президент жюри кинофестиваля, не менее прекрасная 51-летняя австралийская оскароносица Кейт Бланшетт надела самую обычную аптечную маску. Я заметила, что в Венеции мало кто из знаменитостей превратил этот необходимый предмет в модный аксессуар.

Дважды в тёмном зале моя маска съезжала у меня с носа, и каждый раз ко мне мгновенно приближались сотрудники с просьбой одеть маску правильно. Сидеть часами в маске – удовольствие ниже среднего, но я готова терпеть эти муки ради наслаждения искусством.

Мне показалось странным, что к привычной сувенирной продукции с эмблемой Биеннале в Венеции в этом году не добавились маски. Например, в Локарно маски продавались (25 евро штука!). Гости фестиваля нашли выход из положения, скупив во всех табаккериях «наморднички» с эмблемой крылатого льва Сан-Марко, который является не только символом кинофестиваля, но и – самой Венеции. Правда, изображение кинольва – несколько иное, стилизованное, но суть одна. Купила и я несколько штук – себе и на подарочки. Продают эти маски по цене – от 5 до 8 евро.

В один из дней мне навстречу попалась пара в красивых масках с эмблемой 77го фестиваля – летающими гимнастами.

- Где вы взяли такие?!

- Я изготовила их сама. Взяла афишу из инета, перевела картинку на ткань и сшила, - говорит Барбара Одорицци, художница по костюмам, дизайнер одежды из Падуи.

Барбара из Падуи сама сшила маски с эмблемой 77го кинофестиваля
Барбара из Падуи сама сшила маски с эмблемой 77го кинофестиваля

Жаль, Барбара не нашила масок на продажу, она могла бы озолотиться! Если честно, официальные сувениры кинофорума выглядят довольно уныло.

Катерина Мигулина, фото пресс-центра Венецианского кинофестиваля и автора текста

Текст был опубликован в газете "Аргументы и факты. Европа"

ПДФ-версию всех номеров газеты можно приобрести здесь.

Читайте также:

В Венеции актрису из России будили привидения или интервью с "монахиней"

Подписывайтесь на блог моих дочерей о кино: "Вызывной на 6.15"

Чтобы найти интересующие вас тексты, заходите в мой

Путеводитель по каналу “Жена итальянца”. Темы и рубрики

О Венецианском кинофестивале и других кинособытиях читайте в разделе 19, интервью со знаменитостями - в разделе 15.

Благодарю за подписку и палец к небу!