Россияне, приехавшие на 77й Венецианский фестиваль во время пандемии коронавируса, то ли - настоящие герои, то ли – безумцы, готовые ради искусства кино на любые приключения, читай – препятствия. Даже я, живущая в Италии, сомневалась, стоит ли ехать, не было уверенности, что фестиваль не отменят в последний момент.
Кинокритик Егор Беликов добирался в Венецию из Москвы через Лондон и Рим. Его долго промурыжили в Риме, не смотря на все необходимые документы, из которых туристическая виза – не самый главный, по ней сейчас в Италию не пускают.
Руководство Венецианского кинофорума сделала для иностранных журналистов специальные правила въезда: нужно сдавать тесты на коронавирус: до и после перелёта, еще раз — через пять дней после прибытия и — по возвращении в Россию. Но ни аккредитация на кинофорум, ни официальное письмо от дирекции – не впечатляло пограничников.
Известный кинокритик, главный редактор журнала «Искусство кино» Антон Долин тоже прилетел через Лондон с тестом и письмом. Билет он взял за пару дней до вылета, так как в наше время планировать что-то заранее невозможно.
Рейс 2 сентября, на котором должны были прилететь другие московские коллеги – отменили, и не все готовы были совершать «подвиги» во имя кино.
В мире – три главных кинофорума: Венеция с премией «золотой крылатый лев Сан Марко», Канны – с «золотой пальмовой ветвью» и Берлин – с «серебряным медведем». Последний успел пройти в феврале 2020го, Каннский в мае – отменили, но Венеция – выстояла. Республика Серениссима не один раз пережила чуму, что ей – коронавирус!
Даже режиссёр Филипп Юрьев рисковал не прилететь на премьеру своего первого полнометражного фильма «Китобой», отобранного в программу «Дни Венеции». Хорошую новость Филипп узнал всего месяц назад и, конечно, он не мог пропустить это событие. Почему-то пограничников в Турции тоже совсем не убедил пакет документов с приглашением от дирекции Венецианского кинофестиваля, письмами от посольства России, тестом на ковид и так далее.
- Нас с продюсером Полиной Дёминой задержали на три часа в Стамбуле, заявили, что по нашим визам вообще въехать нельзя, не хотели рассматривать документы от послов с кучей печатей. Сказали ждать каких-то списков. Затем связались с Венецией. Хорошо, что время пересадки позволило не потерять перелёт из-за выяснений, - поделился Филипп Юрьев.
Мытарства Юрьева даром не прошли и уже следующую киногруппу из России, представляющую фильм «Конференция» Ивана И. Твердовского, вошедший вместе с «Китобоем» в программу «Дни Венеции», в Стамбуле встретили уважительно и оперативно пропустили.
А вот один из членов жюри, румынский режиссер Кристи Пую не приехал в Венецию добровольно, из «человеколюбия». На презентации своего нового фильма "Мальмкрог", Пую заявил, что сидеть по 2-2,5 часа в маске (обычно фестивальные фильмы довольно длинные) - бесчеловечно. В итоге в жюри румынского режиссера заменил американский актер Мэтт Диллон («Дикость», «Все без ума от Мэри», «Столкновение»).
Отказалась от поездки в Венецию и героиня документального фильма «Грета» Натана Гроссмана – Грета Тунберг, 17-летняя шведская эко-активистка, призывающая обратить внимание на проблему изменения климата на планете. За два года борьбы Грета пропустила много месяцев учёбы и не хотела терять занятия даже ради премьеры. Она вышла на связь с журналистами по видео во время школьной переменки.
Жаль, не приехала Грета, ей бы понравился крылатый лев, приземлившийся в зоне кинофестиваля, у дворца Казино. Скульптор Марко Марталар соорудил его из веток, коры и корней. Это самый большой лев в мире из натуральных материалов – 4,70 метра в длину и 3 метра – в высоту.
На открытие фестиваля приехали директора восьми кинофорумов мира, в том числе – каннского, берлинского и – локарнского – 4го по статусу после трёх «кинокитов».
Надо сказать, что на фестивале в Венеции меры безопасности соблюдаются очень строго. При входе в зону форума, затем в кинозал или пресс-центр - вам измерят температуру, и если она будет выше нормы – чао. Никаких поблажек. Однажды я увидела машину скорой помощи у отеля «Эксельсиор», подумала, неужели, у кого-то обнаружили симптомы ковида?!
Очень строго проверяют содержимое сумок, просят обрабатывать руки обеззараживающим гелем, флаконы с которым стоят на каждом углу.
Кресла во всех залах зафиксированы ремнями – через одно, то есть – даже если захочешь сесть – не получится. Билетных касс нет, только один киоск – инфопоинт. Продажа билетов – только онлайн.
Журналисты и другие гости с аккредитацией должны бронировать себе конкретное место и каждый показ фильма через онлайн-платформу boxol.it . Несмотря на то, что до Венеции добрались примерно 50% коллег, попасть на многие фильмы было очень сложно. Даже на российский «Китобой» я попала чудом, благодаря упорству – я проверяла каждый час: вдруг кто-нибудь отменил свою бронь. Когда увидела место в системе, тут же зафиксировала его за собой. А вот посмотреть фильм внучки Фрэнсиса Форда Джии Копполы «Мейнстрим» мне, например, не удалось, не смотря на приложенные усилия. Коллеги говорят, что классный!
Вход – по бейджику, по которому сканируют и твои данные, и билет.
Естественно – маски! Без них – прохода нет никуда. Не сделали исключения даже звездам. Правда, Тильда Суинтон, представившая в Венеции вместе с режиссёром Педро Альмодоваром новый фильм «Человеческий голос» по одноименной пьесе Жана Кокто, пыталась обхитрить всех. Она появилась на красной ковровой дорожке с позолоченной маской в виде стилизованной бабочки. Она держала её перед собой на палочке, пытаясь соблюдать дистанцию с коллегами(фото в галерее).
Красная дорожка в этом году скрыта от глаз зрителей – она замурована высокой стеной, чтобы избежать контакта между звездами кино и эмоциональными зрителями. Никаких автографов и селфи!
В зале дворца кино на церемонии открытия фестиваля Тильда всё-таки надела маску, явно самодельную, из белой ткани. Правда, она её закрепила только на одном ухе… 2 сентября британской актрисе, обладательнице «Оскара» и десятка других престижных наград вручили «Золотого крылатого льва» - за успехи в карьере. Наверное, мотивом послужило то, что в ноябре 2020го звезде кино исполняется 60 лет. Но как же она шикарно выглядит!
Президент жюри кинофестиваля, не менее прекрасная 51-летняя австралийская оскароносица Кейт Бланшетт надела самую обычную аптечную маску. Я заметила, что в Венеции мало кто из знаменитостей превратил этот необходимый предмет в модный аксессуар.
Дважды в тёмном зале моя маска съезжала у меня с носа, и каждый раз ко мне мгновенно приближались сотрудники с просьбой одеть маску правильно. Сидеть часами в маске – удовольствие ниже среднего, но я готова терпеть эти муки ради наслаждения искусством.
Мне показалось странным, что к привычной сувенирной продукции с эмблемой Биеннале в Венеции в этом году не добавились маски. Например, в Локарно маски продавались (25 евро штука!). Гости фестиваля нашли выход из положения, скупив во всех табаккериях «наморднички» с эмблемой крылатого льва Сан-Марко, который является не только символом кинофестиваля, но и – самой Венеции. Правда, изображение кинольва – несколько иное, стилизованное, но суть одна. Купила и я несколько штук – себе и на подарочки. Продают эти маски по цене – от 5 до 8 евро.
В один из дней мне навстречу попалась пара в красивых масках с эмблемой 77го фестиваля – летающими гимнастами.
- Где вы взяли такие?!
- Я изготовила их сама. Взяла афишу из инета, перевела картинку на ткань и сшила, - говорит Барбара Одорицци, художница по костюмам, дизайнер одежды из Падуи.
Жаль, Барбара не нашила масок на продажу, она могла бы озолотиться! Если честно, официальные сувениры кинофорума выглядят довольно уныло.
Катерина Мигулина, фото пресс-центра Венецианского кинофестиваля и автора текста
Текст был опубликован в газете "Аргументы и факты. Европа"
ПДФ-версию всех номеров газеты можно приобрести здесь.
Читайте также:
В Венеции актрису из России будили привидения или интервью с "монахиней"
Подписывайтесь на блог моих дочерей о кино: "Вызывной на 6.15"
Чтобы найти интересующие вас тексты, заходите в мой
Путеводитель по каналу “Жена итальянца”. Темы и рубрики
О Венецианском кинофестивале и других кинособытиях читайте в разделе 19, интервью со знаменитостями - в разделе 15.