Найти тему
Lost Quest

Компьютерные игры для тех, кто плохо видит

Оглавление

Само название “видеоигра” намекает на то, что для прохождения нужно уметь видеть. Очень многие подсказки в компьютерных играх подсвечиваются. В драках тоже приходится реагировать на то, что делает противник.

Звуки могут ни о чём конкретно не говорить, были слишком общими для того, чтобы на них ориентироваться. Трудно оказывается даже с такими простыми играми как квесты. Нужный вам предмет может ярко светиться. Но для слабовидящего или же слепого игрока эта информация недоступна.

Тем не менее ситуация постепенно меняется в лучшую сторону. Создаётся всё больше специальных проектов, которые адаптируют обычные игры для нужд таких людей. Также есть игры, разрабатываемые специально для тех, кто плохо видит.

Какие проекты доступны в России?

К сожалению, сами проекты пока что не получили широкой известности. Речь идёт о довольно узкой категории геймеров, поэтому удовлетворение их потребностей не монетизируется. Это приводит к тому, что в первую очередь развиваются региональные проекты. В России это “Тифло-пространство” и Blind games. Это проекты для незрячих или слабовидящих. Здесь выкладываются особые аудиоигры, где ориентация идёт преимущественно на озвученный текст и на подсказки.

-2

При этом сами игроки говорят о том, что можно было бы очень много сделать при наличии желания и инвестирования. Владимир Довыденков размещает на проекте “Тифлокомп” ссылки для скачивания игр для слабовидящих. Он отмечает, что многие разработчики просто недостаточно используют звуковые возможности. Например, дверь и стена, если об них постучаться, могут звучать по-разному. А создатели игр это часто игнорируют, хотя такие моменты — хорошие ориентиры для тех, кто плохо видит.

При этом Владимир Довыденков добавляет, что информация может быть и не передана в лоб, поскольку это не очень интересно. То есть необязательно размещать именно прямые подсказки. Можно делать какие-то другие ориентиры. То же озвучивание разных видов материала — уже лучше.

Что требует адаптации?

В компьютерных играх просто невероятное количество визуальной информации, которую зрячие игроки воспринимают, даже не задумываясь. Например, один из самых популярных моментов — это индикаторы. Они позволяют понять, что вокруг происходит, в каком состоянии находится персонаж, сколько здоровья осталось у противника.

-3

Но индикаторы практически никогда не озвучиваются. Поэтому незрячему человеку очень тяжело ориентироваться в таком проекте, он для него автоматически становится недоступным.

Ещё один немаловажный момент — общение. Чтобы начать диалог, нужно кликать на ссылки или же на конкретные кнопки. А для этого надо попасть в точное место курсором, что для слепых — слишком сложная задача. В некоторых случаях спасает сочетание горячих клавиш, но далеко не всегда.

Ролевые игры, как правило, предполагают постоянное взаимодействие с NPC. Диалоги можно было бы без особых усилий озвучить. Однако разработчики обычно не занимаются подобными задачами, поскольку те им попросту неинтересны. В итоге получается, что незрячие остаются один на один со своими проблемами.

-4

Подвижки к лучшему

На Западе вопросы доступности компьютерных игр давно поднимаются. Ещё в 2012 году было опубликовано "Руководстве по доступности видеоигр". Это своеобразный манифест, который призывает разработчиков обратить внимание на существующую проблему. К сожалению, он пока что не привёл к изменению общего положения дел на рынке.

Мешает в первую очередь то, что адаптация компьютерных игр потребовала бы вложения значительных средств. При этом речь идёт о небольшом проценте игроков. Поэтому для разработчиков с финансовой позиции это попросту невыгодно. Однако есть ещё социальные и репутационные моменты.

Авторы манифеста считают, что ситуация кардинально не изменится, пока разработчиков не обяжут соблюдать права слабовидящих и незрячих. Но как это сделать так, чтобы не закрыть доступ к созданию игр для молодых команд без соответствующего финансирования, пока что не очень ясно.

В США с 1 января 2019 года начал действовать закон о коммуникации и видеодоступности. Он обязывает, например, озвучивать все сообщения, которые набираются в игровом чате. Это касается как контактов с другими игроками, так и взаимодействия с техподдержкой. Однако данный закон не распространяется на игровой процесс. Тем не менее речь уже идёт о важных подвижках.

Сейчас во всём мире пока что есть всего несколько крупных компаний разработчиков, которые создают игры для слабовидящих и слепых. Но в целом процесс по преобразованию видеоигр в более доступные для разных категорий игроков уже начат. И большинство геймеров считает, что это преимущественно вопрос времени, а также соответствующих законодательных инициатив.

Статья сделана коллективом сайта GamersGate.