Сегодня поговорим о наболевшем лично у меня. Готова быть обруганной и оскорбленной сторонниками идеи обязательного изучения в школе двух иностранных языков, но лично я против и руками, и сердцем, и трезво оценивающей последствия этого решения Минобра головой.
В конце публикациинужноможно дать оценку статье и высказать свое мнение на эту тему.
И моя позиция - позиция не стороннего наблюдателя, а учителя второго иностранного языка с многолетним стажем. И, исходя из своего опыта, категорично заявляю: спущенное сверху обязательное насаждение второго иностранного во все школы страны не просто не полезно, а по-настоящему вредно.
Объясняю почему:
1. Представьте себе, что ребенок испытывает трудности и в русском, и в английском языках. Ему бы с ними справиться и дышать полной грудью, и заниматься, тем, в чем он уникален и талантлив, но не тут-то было. В пятом классе приваливает радость в виде китайского, например, языка, и вынужден школяр, давно мечтающий о футболе или танцах, выводить ненавистные иероглифы и зубрить то, что не может и не хочет запоминать, потому что не дано, не получается, не интересно. В стрессе ребенок, в стрессе родители, да и учитель, адекватно оценивающий ситуацию, тоже не рад.
2. Другая ситуация: ребенку, которому тяжело дается язык, к счастью, повезло с родителями. Никто его не ругает и не прессует и, вообще, говорит, что гори он синим пламенем этот второй язык, можешь не учить и домашку не делать, трояк все равно нарисуют, а ЕГЭ по нему не сдавать. Нарисовать-то нарисуют, но как быть учителю, к которому в класс приходит ученик с таким заявлением? А у учителя в классе ещё 20 страждущих забить на домашку... И, как говорится, что позволено одному... Вот и приходится все равно дергать ребенка, тратить его и свои нервы. А ещё тратить время других учеников, и в этом третья вредная причина повсеместного изучения второго иностранного языка.
3. В обычной школе группы второго иностранного языка формируют, исходя из желания родителей. И если, например, на испанский захотели 28 человек, то так и будет. Вы можете себе представить результативность такого обучения? Допустим, 10 из этих двадцати восьми быстро соображают и отлично запоминают, ещё семь особых звезд не хватают, но стараются, несколько человек ничего делать не хотят, но и не мешают, а парочка подрывников дисциплины систематически мешают всему классу. Далеко ли в своих знаниях оторвутся отличники в такой обстановке? Хорошо, если успеют пройти половину запланированной программы, потому что сделать с тридцатью то, что обычно запланировано для пятнадцати, да еще и систематически отрывая время от урока на споры с теми, кому объективно не нужен предмет, просто нереально.
Получается, что страдают от такой учёбы все: и дети, которые хотят и могут выучить второй иностранный, и дети, которым язык не дается, и учитель, работающий в таких условиях.
Я уверена, что второй иностранный язык должен уйти из обязательной школьной программы. Пусть возможность его изучения, сохранится, в каждой школе, но на профильном уровне.
А как считаете вы? Пишите в комментариях. А если прямо сейчас стоите перед выбором, какой же второй язык выбрать ребенку, то читайте мою следующую статью.