Создание компьютерных игр – это очень сложный процесс, который в настоящем требует глубокой вовлечённости целого ряда специалистов.
И только при слаженной работе всех получается действительно достойный продукт, способный завоевать рынок и выделиться на фоне огромного количества других проектов.
Причём нельзя сказать, что работа кого-то – менее важна, а кого-то – более. У всех есть свои задачи, имеющие существенное значение. И недооценивать значение того же тестировщика нельзя. От него зависит, насколько легко в игру будет играть, не пропустит ли команда какие-то ошибки.
Разработчики смотрят на своё детище с позиции создателей. Им изнутри всё понятно, они видят логику прохождения тех или иных уровней. Поэтому таким людям очень трудно оценить игру с точки зрения рядового пользователя, который видит её впервые. Именно для этого и нужны тестировщики.
Но настоящие мастера отличаются не просто свежим взглядом. Они способны досконально изучить игру, сравнить то, что получилось, с тем, что изначально задумывалось, найти слабые места и ошибки. Причём очень часто они тестируют игру так, как это большинству просто не пришло бы в голову.
С учётом этого нетрудно понять, что тестировщики обладают особым мышлением. И в целом, несмотря на то, что работа кажется достаточно простой, справиться с ней может далеко не каждый. Неудивительно, что тестировщики получают весьма приличные суммы. Но какие к ним предъявляются требования?
Нестандартное мышление
Если какую-то ошибку можно было заметить при обычном прохождении игры, её наверняка уже учли. Однако игра должна быть сделана так, чтобы не выдавать ошибок вне зависимости от того, кто именно в неё играет. А среди геймеров есть креативные личности, люди с очень разным жизненным опытом, не говоря уже о возрасте или об особенностях психического развития. Мышлением игроки тоже сильно отличаются.
Поэтому хороший тестировщик должен учесть всё. Особенно важно проверить игру на то, что именно искусственный интеллект будет делать, если в нём совершить какие-то манипуляции, которые изначально не задумывались. Чаще всего это просто выдача кода ошибки, что геймеров сильно раздражает. Поэтому такие моменты и нужно предусмотреть.
И именно поэтому тестировщик должен быть в состоянии задуматься забраться туда, куда обычный игрок не пойдёт. И сделать всё, что только в принципе можно сделать, а потом посмотреть, что из этого получится. Естественно, зафиксировать так, как нужно, записать все ошибки и недопустимые реакции, составить отчёт и предоставить его разработчикам. Для всего этого нестандартное мышление – обязательно.
Внимательность и дотошность
Многим работа тестировщика представляется разнообразной, креативной и интересной: нужно играть в компьютерные игры, изучать забавные баги и записывать. На самом деле всё далеко не так весело, а нередко даже откровенно скучно. От тестировщика требуется, чтобы он совершал однообразные действия неоднократно, потому что ошибки часто появляются при повторении чего-то определённое количество раз.
Также иногда тестировщикам приходится действовать именно что по шаблону. Например, проходить игру в строго определённой последовательности, по конкретному алгоритму. И в процессе – всё фиксировать. Дальше – составлять отчёты.
При этом нужно очень внимательно изучать всё, начиная от реакций NPC и заканчивая окружающей обстановкой. Если замечена какая-то ошибка, нужно повторить эту часть прохождения игры, убедиться в том, что речь идёт именно о баге, зафиксировать его. Одним словом, это в первую очередь работа.
Умение сконцентрироваться
Необходимость искать ошибки не где-нибудь, а в компьютерной игре, тем более интересной, иногда осложняет задачу, а не облегчает её. Тестировщику может быть любопытно узнать, что дальше, но ему нужно неделю изучать один и тот же уровень. Или же обращать внимание на поведение животных в конкретной местности. Или же разбираться с балансом при проведении строго определённых боёв, больше ничего не делая. То есть отвлекающих факторов – много, но надо суметь сконцентрироваться на поставленной задаче, что немаловажно.
Техническая грамотность и умение работать по ТЗ
Со стороны может создаться впечатление, что тестировщиком может быть кто угодно, любой геймер. Непонятно только, почему этой специальности обучают, а самим профессионалам – платят немалые деньги. Однако дьявол кроется в деталях: от обычных игроков разработчики часто получают невнятные описания. Многие из обнаруженных ими ошибок на самом деле связаны с проблемами слишком слабого компьютера, не соответствующего техническим параметрам, или же с чем-то ещё, что не имеет отношения к игре.
Тестировщик – это технически грамотный человек, который способен отличить баг именно компьютерной игры от всего остального, правильно его зафиксировать и грамотно описать. Тем самым такой специалист серьёзно помогает всей команде разработчиков и экономит ему время.
Кажется, что быть тестировщиком легко. Однако всё далеко не так просто, как легко убедиться.
Статья сделана коллективом сайта GamersGate.