Здравствуйте всем.
Хотел бы написать немножко про свой взгляд о плюсах и минусах дистанционного образования, как в школе, так и с частными преподавателями-репетиторами. Причем скорее о плюсах. Но начну все-таки с минусов.
«Минусы»
- Теряется некая невидимая связь «учитель-ученик», которая есть при живом общении. Как говорилось в одном известном сериале «все врут». Это не значит, что ученик и учитель намеренно обманывают друг друга. Скорее это происходит неосознанно. Например, я объясняю какую-либо тему и на вопрос: «Все ли понятно?», чаще всего слышу положительный ответ по ту сторону экрана. При этом, будь я рядом то наверняка мне было проще почувствовать насколько ответ ученика корректен. Как я пытаюсь решить эту проблему: перед тем как приступить к дистанционным занятиям с учеником я долго обсуждаю с родителями особенности ученика, склонность к «утаиванию информации», психологические и физические особенности, например, плохое зрение и слух, уровень восприятия информации, зависимость работы от настроения и прочее-прочее.
- Общение между детьми становится меньше. И если для старшеклассников это, может быть и не так критично, то для школьников младшего и среднего возраста, особенно тем, кто не посещают дополнительные занятия или кружки, общения среди сверстников будет явно не хватать.
- Нет методик, материалов, готовых инструментов для качественной передачи информации знаний, и опыта от учителей. Многим учителям тяжело освоить новые технологии.
- Перед монитором тяжело проводить более 3-х часов. Поэтому и ученики, и учителя начинают «халтурить», а усвояемость падает до 0, также начинаются проблемы со здоровьем.
Ну а теперь перейдем к плюсам и их гораздо больше.
«Плюсы»
- Подготовка к уроку. При грамотной организации процесса, учителю или репетитору необходимо готовиться к уроку. К каждому уроку. Если раньше можно было прийти взять учебник в руки и сказать решаем отсюда до сюда, то сейчас необходимо подготовить для каждого урока презентацию. И не просто написать от руки и сфотографировать, а сделать в PowerPoint или иных редакторах с добавлением формул, картинок, стрелочек, таблиц, схем, вырезок из учебников и т.д. Чертежи тоже лучше делать профессиональных редакторах Euclidia или Geogebra или Matcad и разными цветами, а не в Paint.
2. «Запоминание». Не знаю как остальные. Но после каждого урока я выдаю ученикам, презентацию на тему урока, видео урока, домашнее задание. Таким образом ученик может спокойно скачать к себе на компьютер или спросить запись у преподавателя (я храню в 3-х разных местах на случай сбоев). Также я делаю каждому ученику личный кабинет, откуда ученик может скачать запись или проверку дз, исправления, видео или презентации. Особенно это важно для тех, кто готовится к экзаменам. Очевидно, что при очной форме обучения такого раньше не было. А записи были по разбросаны по различным тетрадкам.
3. «Учебники». Большинство учебников есть в открытом доступе или спросить у учителя. Таким образом, ученикам нет необходимости тратиться на учебники.
4. «Деньги». Ученики могут выбрать репетитора из любого города. При этом цены у преподавателей из регионов в 3-6 раз ниже чем в мегаполисах, что существенно экономит семейный бюджет. Более того, многие московские преподаватели вынуждены снижать цены из-за конкуренции.
5. «Занятия в группах». Теперь стало легче проводить занятия в группах, и, следовательно, ученики могут выбрать занятия у ведущих преподавателей по цене занятия у студента. Наверное, ученикам даже должно быть легче, потому что они находятся у себя в комнате, а по ту сторону экрана только преподаватель. По сути, если выключить звук у всех учеников, а непослушных просто заблокировать, то получается некая иллюзия индивидуального урока. А через приватный чат, например, или через мессенджеры ученик может задать вопрос так, чтобы не мешать остальным. А преподаватель при необходимости привлечь коллег к уроку. Более того, преподаватели могут учится друг у друга новой науке «дистанционная педагогика» и брать для себя лучшее. После публикации этого поста в закрытой группе репетиторов по математике, получил много полезных отзывов и советов от опытных коллег.
6. «Халтура видна сразу». Если учитель не подготовился к уроку и пришел со словами «вот решайте, в конце урока проверим», то такая работа вряд ли понравится ученикам и будет полезна. Да, во время 1,5часового урока я делаю паузы на 3-7 минут, чтобы ученики смогли передохнуть, решить задачу или обдумать рассказанное на уроке, подготовить вопросы, но оставлять учеников на большее время один на один с бездушным экраном нельзя.
7. «Активности». В том же зум, достаточно легко разбить учеников на группы «сессионные залы», так? чтобы команды из учеников не мешали друг другу, а обсуждали какую-то тему самостоятельно, а затем можно устраивать интеллектуальные соревнования или викторины. Также если появились какие-то полезные видео от коллег, то можно продемонстрировать и обсудить, что было бы невозможно при очной форме обучения.
8. «Время, время, время». Ну и самый большой плюс развития дистанционных технологий – это сэкономленное время. На дорогу в школу и к репетиторам мои ученики тратили до 14 часов в неделю. Сейчас они это время могут посвятить, себе, хобби, образованию, семье и т.д. Учителя, в свою очередь, освободившееся время могут посвятить созданию контента, самообразованию, общению с коллегами, обменом опытом и материалами, поиском информации и т.д. У меня в среднем на 1 час урока, уходит не менее 1 часа на подготовку, то есть те мероприятия, которые описаны выше.
Вот и всё. Спасибо что дочитали до конца. Буду рад услышать Ваши комментарии и замечания.
Ниже немножко фоток с наших уроков.