Одним из самых популярных мифах о казаках во время ВОВ является их поголовное выступление за ту, или иную сторону конфликта. Как обычно, все гораздо серьезнее.
Одни, при чтении заголовка, увидят такую картину:
другие следующую:
И обе эти картины будут исторической правдой. Но почему, давайте разбираться.
Исторически казачество всегда противопоставляло себя сначала подданным, а потом гражданам государства. И это вполне нормально для социума, существующего в условиях постоянных военных действий. Казак, конечно трудился на земле, но в условиях фронтира не урожай был основой его благосостояния, а дуван, ведь урожай могут сжечь, отобрать при очередном набеге. Казака на границе не успевает защитить государство, а совсем наоборот он защищает его и его подданных. Именно это противопоставление вылилось в презрение к "мужику", крепостному, просто рабочему и земледельцу, не способному жить казачьей жизнью, но не как к личности, а как к образу жизни - казаки охотно принимали пассионарных беглых крепостных, которые своим побегом доказывали способность к вольной жизни. " С Дона выдачи нет"
Такой образ жизни и мыслей сформировал интересных людей - ярых индивидуалистов, тем не менее, обязательно самоорганизовывающихся на новом месте.
Наступило время революции. Как и русский народ в целом, казачество не выступило ни на одной из сторон полностью, что могло бы сместить баланс сил. Революция свершилась. У победителей не было четкого плана действий, кроме желания удержать власть. Им не нужны были индивидуалисты живущие своим умом, они формировали нового человека - человека, винтика системы. Опирались при этом на классово близких -бедноту и преступность. Тут и вылилось казакам презрение к зависимым рабочему и крестьянину, ныне движущей силе формирования нового государства.
Пусть знаменитая цитата Троцкого "«Казаки — единственная часть русской нации, способная к самоорганизации. По этой причине они должны быть уничтожены поголовно… Это своего рода зоологическая среда, и не более того… Очистительное пламя должно пройти по всему Дону и на всех них навести страх и почти религиозный ужас… Пусть последние их остатки, словно евангельские свиньи, будут сброшены в Черное море…», и является фейком, но действия новой власти шли четко по ней до 36 года и привели к эмиграции боеспособных казаков и фактически уничтожению оставшихся. На исконно казачьи земли, в казачьи станицы, заселились приезжие прямо в готовые дома, хозяева которых были расстреляны или высланы. Имущество конфисковывалось. Полностью уничтожены Кубанское и Терское войска. Донское частью эмигрировало через Крым, частью уничтожено, Сибирское ушло на юг, Забайкальское и Амурское в Китай. Я говорю о боеспособных мужчинах, частью с семьями. Оставшиеся в живых уже не были общностью. Казачество фактически уничтожено.
8 февраля 1936 года вышла газета «Правда» с редакционной статьей «Советские казаки». Это дало старт компании "Советского казачества". 20 апреля 1936 года ЦИК СССР отменил существовавшие для казаков ограничения. 23 апреля Нарком обороны подписал приказ № 67, в соответствии с которым 4-й кавалерийский корпус получил название казачьего, а его территориальным кавалерийским дивизиям были присвоены названия 10-й Терско-Ставропольской и 12-й Кубанской территориальной казачьих дивизий. Тогда же началось формирование 13-й Донской казачьей дивизии. В частях вводится традиционная казачья форма. В традиционных местах проживания казачества создаются кружки "ворошиловских кавалеристов" руководителями и наставниками которых являются оставшиеся опытные казаки, а членами - их дети и внуки. Обычаи и традиции возрождаются.
Таким образом к войне страна подошла с двумя казачествами - старым и советским. Для старого не было государства и страны, кроме того политика Гитлера по причислению казаков к генетически отдельному от русских этносу и обещание создания страны "казакия" привлекло (и что греха таить - и сейчас привлекает) к идее самостийности старых казаков и эмигрантов. К слову сказать, это конечно обобщенно -далеко не все "старики" оставили идею общей Родины. "Новые" уже жили в другой реальности и покрыли себя славой на полях сражений - свидетельством тому парад Победы 45 года.
Таким образом, подходить ко всем казакам, как к предателям, минимум неэтично. Да и у тех, кто служил в вермахте (не говорю о СС), причин воевать с советами было побольше, чем у членов РОА, что конечно их не оправдывает.