В начале восьмидесятых в руки режиссёра Сергея Соловьёва попал роман колумбийца Альфонсо Лопеса Микельсена про некоего германского барона, ненавидящего фашизм, который в годы Второй мировой покинул родину и отправился в Латинскую Америку. Осевшего в Колумбии барона ждали вовсе не романтические будни, а весьма неприятные коллизии, раскрывшие не лучшие стороны его натуры. Тут будет кстати отметить, что
Микельсен был президентом Колумбии в семидесятые, так что нравы местной аристократии, в которую попытался влиться герой, знал отменно,
и именно поэтому роман вышел правдивым. Сергей Соловьёв надумал книгу экранизировать и начал снимать ленту с названием «Избранные».
Сам Микельсен отмечал, что роман написан давно, и пиши он его в восьмидесятые, он кое-что изменил бы в повествовании. Но
экс-президенту представилась возможность создать сценарий для советского фильма,
и эти самые изменения он ввёл в сценарий. Он даже предоставил съёмочной группе собственный особняк в предместьях Боготы, в котором долго никто не жил, для съёмок. И это было очень удивительно, поскольку редким советским кинематографистам удавалось вырваться на съёмки за границу. А вот Соловьёва и его коллег выпустили в Колумбию, где, как поговаривали, за ними присматривали местные мафиози. Особняк Микельсена был поистине роскошным, и киношники отмечали, что прежде не видели такого богатства.
Главную мужскую роль, того самого барона, Соловьёв предложил Леониду Филатову. Изначально он видел в образе барона Александра Кайдановского, под него, собственно, и писали сценарий, но сотрудничество не сложилось. Тогда и возникла кандидатура Филатова, которому удалось показать, как слабость человека приводит к катастрофам.
Главную женскую роль режиссёр отдал Татьяне Друбич, своей супруге, с которой познакомился, когда работал над подростковой драмой «Сто дней после детства» (1974). Татьяне постоянно снималась в картинах мужа, но здесь ей предстояло сыграть роль морально сложную, с тяжёлой и жестокой (и действительно врезающейся в память) сценой насилия.
Поскольку
фильм «Избранные» задумывался как совместная работа «Мосфильма» и колумбийских кинематографистов,
потребовалось пригласить на площадку и местных исполнителей. Сергей Соловьёв говорил, что кинематограф в Колумбии тогда был в состоянии зарождения и, конечно же, в стране не было никакой авторитетной актёрской школы. И поэтому наряду с актёрами Сантьяго Гарсиа и Ампаро Грисалес в кадре были непрофессионалы, например, фотограф Карл Вест и бизнесмен Родриго Пардо.
Ну и, пожалуй, самое интересное, в «Избранных» то, что
социально-политическую драму снимал режиссёр, прежде в этом жанре не работавший.
И, вероятно, поэтому картина получилась неоднозначной: с одной стороны. в ней поднимаются довольно сложные, глубокие темы, в том числе и политические, с другой - присутствует некая романтичность (которую, правда, на корню губит герой), свойственная всем фильмам Сергея Соловьёва.
Когда фильм «Избранные» вышел, ажиотажа он не вызвал. Мало того,
его почти не демонстрировали ни в восьмидесятые, ни в девяностые, да и в новом веке о нём мало кто знает.
И непонятно, в чём причина такого пренебрежения, ведь лента и в самом деле захватывающая, а роль в ней Леонида Филатова многие причисляют к лучшим.
А вы знакомы с «Избранными» Соловьёва?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296