Предлагаем сегодня поговорить о главном законе Беларуси — Конституции Республики Беларусь.
Все знают, что Конституция была принята 15 марта 1994 года. За 26 лет своего существования она пережила несколько изменений, дополнений.
Правда, большинство референдумов нельзя назвать законными, например, как референдум по символике или по неограниченным полномочиям диктатора.
В ближайшее время грядут очередные изменения, спровоцированные рядом факторов, но рассчитанными на тотальное удержание власти.
Возможно, вас удивит тот факт, но белорусский диктатор может перещеголять по годам правления самого «Отца народов СССР», — И. Сталин.
Этот диктатор пробыл в своем кресле примерно 31 год. Если Лукашенко путем изменений в Конституцию сможет досидеть следующую пятилетку, а потом и еще одну, то он явно побьет своеобразный рекорд.
С ЧЕГО ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ
Всем известно, что в далеких 1990-х годах в Беларуси действовала Конституция 1978 года.
Главный закон под независимую Беларусь переписывала конституционная комиссия, которую создал Верховный совет БССР.
Группа дифференцировалась на несколько подгрупп: первая включала партийных номенклатурщиков, вторая – «оппозицию».
Со слов, экс-депутата Валентина Голубева, в их «оппозиционную» группу входил и депутат Александр Лукашенко.
Примечательно, что в разработке в разное время было приблизительно 10 проектов Конституции, которые отличались пунктом про полномочия президента.
Один из проектов, который был подготовлен в 1992 году, совершенно не предусматривал поста президента.
Между тем, Голубев убежден: если бы тот вариант был утвержден, Беларусь стала бы парламентской республикой, законодательный орган которой состоял из 120 человек.
Руководитель страны по факту являлся бы главой парламента.
Но уже к концу 1993 года большинство в парламенте стало склоняться к тому, чтобы президент не только был в Конституции, но и чтобы он стал главой исполнительной власти. Как итог: депутаты голосовали за Конституцию именно с данным положением.
В таком виде Конституция просуществовала не долго.
КОНФЛИКТ ЛУКАШЕНКО С КОНСТИТУЦИОННЫМ СУДОМ
В 1995 году начался конфликт Лукашенко с Конституционным судом, который стал активно отменять многие указы президента как неконституционные.
В 1996 диктатор инициировал референдум с главной повесткой — принятие Конституции 1994 года с изменениями и дополнениями (новая редакция Конституции Республики Беларусь), предложенными президентом республики.
На этот раз поправки в главный закон страны коснулись баланса сил между президентом и парламентом.
Президент забрал себе полномочия парламента по назначению референдумов, а также высших должностных лиц в стране: генпрокурора, главу и членов правления Нацбанка, половину состава и председателя ЦИК, Конституционного суда, весь состав и председателей Верховного и Высшего хозяйственного судов, председателя Комитета госконтроля (до 1996 года — Контрольная палата).
Кроме того, Лукашенко получил возможность назначать без согласования с парламентом ь ключевых министров (обороны, внутренних дел, финансов, иностранных дел и т.д.); право распускать парламент, издавать декреты и указы, которые, при противоречии с законом, становились выше его по юридической силе.
Самое поразительное, что официальным итогам голосования большая часть проголосовало за подобные изменения с результатами от 80 до 88%.
8 ЛЕТ СПУСТЯ
Через 8 лет, в 2004 году, в Конституцию в очередной раз внесли изменение. И снова одно из главных — из нее исключили ограничение на два срока для президента.
Таким образом, последний диктатор обеспечил себе право на пожизненное президентство.
Предложение Александра Лукашенко поддержали 88% избирателей при 90%-ной явке.
ЧТО ДУМАЮТ ЭКСПЕРТЫ
Когда перепишут Конституцию в очередной раз и зачем это нужно?
Многие специалисты делают ставку на то, что Лукашенко путем новых поправок в Конституцию изменит срок полномочий, сделав их больше.
Но сам Лукшенко в 2019 году заявил, что «это будет не 5 лет, а гораздо меньше».
Кроме того, президент заявил, что не хочет делиться властью, поэтому не считает нужным оставлять своему преемнику Конституцию с такими сильными президентскими полномочиями.
«Надо не властью делиться, надо нагружать властными полномочиями другие структуры и ветви власти», — подчеркнул Лукашенко.
Добавив, что за экономику должно отвечать правительство вместе с парламентом и Национальным банком.
Президент заверил, что не будет предпринимать попытку сделать так, что «Лукашенко вроде ушел, но не ушел».
«Этого в стране не будет! Я вам точно обещаю. Я думаю о будущем своей страны, а не о своей личной власти», — заверил белорусов Лукашенко.
Хотя судя по тому, что происходило и происходит летом-осенью в Беларуси, ложно утверждать о том, что Лукашенко сделает себе «иммунитет».
Довольно интересной точкой зрения в свое время поделился с российским изданием life.ru профессор ВШЭ Андрей Суздальцев:
Он хочет разделить ответственность президента на другие институты власти, которые есть в Белоруссии. Разумеется, речь идёт не о декоративном парламенте, он хочет ввести пост вице-президента и возложить часть своей ответственности на него. Туда будет назначен его сын, Виктор Лукашенко, и фактически мы увидим, как власть будет передана по наследству. Тут нужно понимать: он не собирается уходить, он просто готовит власть для своих сыновей, сначала старшего, потом младшего. Это старая история, она длится с 2014 года, но тогда не получилось, потом было назначено на 2017 год, но началась санация союзного государства, потом он испугался оранжевой революции в Армении. В 2019 году шла длительная дискуссия с Москвой, в ходе которой Москва должна была поддержать, так как тогда казалось, что без поддержки России это всё бессмысленно, но сейчас ему уже терять нечего. Поэтому ему и остаётся добиться признания на выборах и провести этот референдум.
Фото: открытые источники