Найти тему
Не Sоветую

«Бездельник» Ричарда Линклейтера: фильм как поток образов, людей и событий

Кино, возникшее из случайности. Трагедия на трассе – машина сбивает старушку. Кажется, далее следовало бы подольше задержаться на этом событии, узнать, кто прав, а кто виноват. Но камера хладнокровно отъезжает назад. И вот мы уже залетаем в квартиру другого героя, который поджигает вырезанные снимки на самодельном алтаре и покидает квартиру в сопровождении копов. Сюжетное дерево начинает расти и заполонять своими бесконечными ветвями пространство маленького города. Меняются лица, имена и темы диалогов. Тысячи автономных вселенных зарождаются, пересекаются на мгновение между собой и гаснут, не оставляя следа.

В этом фильме впервые заявляет о себе идея перетекающих друг в друга образов, непостоянства и вечной переменчивости, которую спустя 10 лет Линклейтер мастерски воплотит уже в анимации "Пробуждение жизни". Состояние постоянной переменной – наверное так можно охарактеризовать экранную формулу режиссера, используя фразу одной из героинь фильма «Бездельник». Вообще же, запоминать героев тут бессмысленно. Все они как проходящие мимо поезда. Но только камера позволяет нам, как сторонним наблюдателям, не просто фиксировать движение состава извне, а заглядывать внутрь каждого купе, подслушивать чужие голоса и даже улавливать звучание мыслей.

-2

Теории заговора, анархизм, метафизика видеообраза и мультфильмы про Смурфиков как средство уверовать в Кришну. В этом потоке информации трудно не потеряться, но никто и не сваливает её вам на голову. Она медленно и непринужденно просачивается через обыденные ситуации, подается охлажденной вместе с пивком и легкими закусками.

«
Бездельник» – это настоящий квантовый эксперимент от мира независимого кино начала 90-х, уравнивающий в свободе своего проявления материал (объект наблюдения) и зрителя. Кино, про которое можно сказать "совсем, как в жизни". В той жизни, которая зачастую нам не видна, но она существует в мыслях и потенциальных возможностях, во снах и произведениях искусства. Веселый портрет юности, не ставший ещё "Отрочеством" и не дошедший на костылях до заката. Одним словом, крутой, свободный как перфоманс и безумно насыщенный фильм.