Флаги над архипелагом
(из дневника капитана СБС «Алтай»)
В 10 часов 00 минут 15 августа 2019 года спасательное буксирное судно «Алтай» отошло от причала города Североморска и взяло курс на северо-восток. В этот момент мы еще не осознавали, что нам предстоит совершить исторический поход с множеством приключений, пройти маршрутами путешественников и первооткрывателей прошлого, прикоснуться к истории и побывать там, где еще никогда и никого не было.
Ранним утром 17 августа 2019 года в туманной дымке «Алтай» средним ходом резал зеркальную поверхность Баренцева моря, входя в пролив Маточкин Шар. Восхититься всей монументальностью входа в пролив помешал густой туман над островами. Однако на подходе к поселку Северный, с восходом солнца, видимость улучшилась, открыв нам всю прелесть русского фьорда Новой Земли. Однако наслаждаться сказочным видом северных красот приходилось урывками. Множество крутых изгибов и сильное течение так и норовили снести судно на камни. Когда мы миновали самый опасный участок пролива и вышли на прямой курс в Карское море, на безоблачном небе засияло яркое солнце (довольно редкая погода для местных широт), наполнив особым символизмом начало экспедиции.
18 августа нам предстояла первая высадка на побережье. Экспедиционная группа должна была осмотреть бывшую факторию на острове Пахтусова на предмет артефактов и установить памятный знак. Более 70 лет это место бережно хранило память о живших здесь людях. Простому человеку не так просто попасть на острова архипелага Новая Земля. Так что артефактов здесь было собрано в достатке. Даже несмотря на пасмурную погоду и легкую дымку, вид на бухту был потрясающий. Кстати, здесь мы впервые встретили пока еще не особо крупные айсберги. Утром предстояла высадка и, возможно, первое открытие нашего похода.
В рамках комплексной экспедиции нам сегодня предстояло совершить географическое открытие группы островов в бухте Визе у ледника Нансена или, как его называют наши топографы, ледник Вылка-1. Около 10 часов утра группа из 10 человек на лодке «Корсар» двинулась в сторону ледника. Сделав круг вокруг острова и пройдя вдоль ледника, мы двинулись на остров, и около 11 часов наш заместитель руководителя экспедиции капитан 1 ранга Алексей Викторович Корнис с флагом ВМФ сошел на остров, покрытый песком и камнем. Маленький остров оказался с двумя возвышенностями и небольшим озерком. Как подобает в подобных случаях, первым делом на самой высокой точке был водружен Андреевский флаг. Рядом взвилась копия красного Знамени Победы и флаги поисково-спасательной и гидрографической служб Военно-морского флота. Эпичность этого момента триумфа просто зашкаливала. Нам выпала высокая честь быть здесь первыми.
Официальная часть была закончена и началась рутинная работа группы топографов. Им предстояло определить точные координаты и линии береговой черты всех островов. Ну а я, вместе с флотским корреспондентом Василием Добрыниным, тем временем выложили из камней название судна на площадке у подножья горки, чтобы наше открытие можно было увидеть со спутников. Неожиданности поджидали нас еще на подходе. Следуя рекомендованными курсами, мы двигались внутрь залива. Главной задачей высадки было обследование полярной станции, уничтоженной нацистами в 1943 году. Как и фактория на острове Пахтусова, станция стала кладезем артефактов середины XX века. Так, кроме предметов повседневного обихода, под настилом бревен (останков сгоревшей метеостанции) были найдены поржавевшие детали оружия ее защитников. Это было первое место, где, кроме экспедиционной группы, на берег сошли и члены экипажа судна. Густой туман, в считанные минуты накрывший залив, сократил время нахождения людей на берегу. А экспедиционной группе, находившейся в это время на внешнем берегу полуострова, пришлось двигаться от берега к судну уже по GPS-трекеру.
Утром 21 августа мы были на подходе к мысу Желаний, самой северной точке архипелага Новая Земля. Отсюда мы планировали передать первые отчетные материалы и уточнить ледовую обстановку на Земле Франца-Иосифа. Погода, которая баловала нас последние несколько дней, здесь – на стыке Карского и Баренцева морей – видимо, решила отыграться. Юго-восточный ветер, достигавший в порывах 20 м/с, непредсказуемо меняющее направление течение трижды срывали судно с якоря. Переход к северному берегу мыса не особо изменил обстановку. Кроме того, скалистый берег, короткая (высотой до двух метров) волна и прибрежный накат делали и саму высадку небезопасной. Оценив обстановку, было принято решение – от высадки отказаться. Получив от метеорологов ледовую остановку по УКВ радиостанции, мы взяли курс на архипелаг Земля Франца-Иосифа.
Архипелаг встретил нас по-северному прохладно. Из плотного тумана нашему взору открылся скалистый исполин – остров Вильчека. Пока мы подходили к бухте Суровая, разогнав туман, задул промозглый ветер. Две попытки встать на якорь на ночевку в проливе Мурманец были безрезультатными. Скалистый грунт и разыгравшийся ветер раз за разом срывали нас с места постановки. Эту ночь нам предстояло штормоваться к югу от островов архипелага. К утру погода успокоилась и мы снова подошли к Суровой, но за ночь ее забило льдом и планы пришлось менять.
Первая высадка состоялась на острове Вильчека. Здесь экспедиционная группа сделала очередное открытие. Сопоставив исторические архивы и географические данные, было определено, что современный мыс Оргель таковым не является. По архивным данным было найдено наиболее вероятное место расположения мыса. Также группа почтила память погибшего на острове одного из членов экспедиций прошлого – Отто Криша.
Ночью судно совершило переход к острову Гукера, где нашей экспедиции предстояло водрузить первый из трех государственных флагов в рамках патриотической акции «Три флага над архипелагом». Встав на якорь между мысом Угольный и утесом Луначарского, высадили группу разведки. Когда место установки было определено, на берег отправилась группа установки. К вечеру поставленная задача была успешно выполнена. Природа здесь очень впечатляющая, высоченные горы, напоминающие пирамиды, даже точнее трапеции, на вершине которых расположился один из крупнейших птичьих базаров. Дикая, нетронутая цивилизацией природа. Скупая зелень, представленная мхом и местами травой.
Установка второго флага предстояла уже на следующий день. Погода снова нам благоволила, и ранним утром 25 августа мы встали на якорь к югу от острова Нортбрук у знаменитого мыса Флора. Накануне заместитель директора по научной работе национального парка «Русская Арктика» Иван Андреевич Мизин рассказал нам, что название мыса выбрано не случайно. Дело в том, что это единственное место архипелага, с бурной растительностью и самым крупным птичьим базаром, который, к слову, и создает условия ее существования. Растительность, правда, представлена зеленым мхом, но больше зеленых полей, обойдя весь архипелаг, мы не видели.
В свете яркого еще летнего солнца мыс выглядел как фантастическая картинка. Главным указанием и даже требованием Ивана Андреевича было как можно меньше воздействовать на растительность, стараться ступать только по камням. На берегу разведгруппу встретили три белых полярных медведя, которых удалось отогнать с помощью квадрокоптера и сигнальных ракет. После осмотра плато мыса и выбора места установки флага с судна выдвинулась вторая группа. Место для флага было выбрано на возвышенности, перед местом высадки экскурсионных групп, прибывающих сюда на ледоколах из Мурманска и частных судах из Норвегии. Много работы было и у экспедиционной группы. Определены точные координаты нахождения всех исторических объектов. Восстановлен памятный крест. Визуально и с помощью металлоискателя обследованы озерцо и остатки жилища одной из экспедиций на мысе, на предмет нахождения артефактов.
Самым ярким воспоминанием для всех членов экипажа был визит на действующую полярную станцию в бухте Тихая на севере острова Гукера. Здесь сохранилась настоящая атмосфера 30-х годов прошлого века. Настоящая маленькая деревня с множеством деревянных строений, превращенных в музейные экспонаты. Местные «жители» провели для нас экскурсию, рассказав об истории Тихой и полярных исследователях, работавших здесь в разное время. Венцом всего стала уникальная возможность для каждого члена экипажа отправить домой открытку с самого северного почтового отделения в мире.
Высадка на мыс осуществлялась сразу тремя группами. Первая – геодезическая, направилась к западной оконечности острова, для определения точных координат, являющихся исходной точкой территориальных вод Российской Федерации. Вторая – историческая, убыла на восток острова к леднику, для восхождения по Лунному куполу.
Третья обследовала побережье. Спустя полтора часа после высадки крайней группы вахтенный помощник доложил мне об агрессивном медведе, который шел по пятам третьей группы. По докладу с берега, группа укрылась на фюзеляже разбитого самолета. Медведь продолжал приближаться к группе. Обычные методы отпугивания не помогали. В итоге приняли решение стрелять. К счастью, после двух попаданий резиновыми пулями медведь ретировался. Как позже сказал Иван Андреевич, судя по внешнему виду (худоба и грязный, свалявшийся мех), медведь давно не ел и находился в отчаянном положении, граничащем со смертью. Вскоре все группы, завершив свои миссии, благополучно вернулись на борт судна. Самым запоминающимся (после истории с медведем) был рассказ о попытке повторить восхождение одной из экспедиций прошлого на ледник. Не имея специального оборудования, сделать это оказалось не так-то просто.
Вечером 5 сентября «Алтай» встал на якорь у самой северной точки России – мыса Флигели на острове Рудольфа. Осмотр западного берега мыса показал, что высадка тут невозможна. Пришлось сменить место стоянки, перейдя на восточный берег. Здесь была обнаружена бухта с пологим склоном, где визуально имелся шанс сойти на землю. Для того, чтобы убедиться в этом, было необходимо отправить на разведку катер. Однако погода ухудшалась и стоянка становилась небезопасной. Еще до полуночи мы все-таки снялись с якоря и ушли штормовать на юг острова. Утром 6 сентября погода улучшилась, даже показалось солнце. К обеду мы встали на прежнее место и начали готовить рабочий катер. Разведка боем принесла не очень хорошие новости. Вся бухта была забита колотым льдом и подойти к берегу на катере было невозможно. Однако именно на Флигели предстояло завершить акцию «Три флага над архипелагом», а значит, надо было проявить смекалку и выходить из сложившейся обстановки. На помощь пришли спасательные средства судна, а именно пневматическое посадочное устройство ППУ-5, предназначенное для подъема людей с воды. Но на этот раз ему предстояло стать мостом между катером и берегом. 7 сентября высадка состоялась и поставленная перед судном и экипажем задача была решена.
Утром 13-го ветер усилился, снова смешав нам карты. Хотя очень хотелось высадиться. Здесь, на Гофмана, был аэродром для дальней авиации, о чем свидетельствует огороженная посадочная полоса. На следующий день, когда стало очевидно, что шансов на высадку нет, мы снялись с якоря и отправились к мысу Геллера на острове Земля Вильчека. Встав в довольно тихом месте, мы разошлись по каютам. Но около часа ночи мне позвонил Борис Вячеславович со словами: «Тут на нас лед идет…». Я выглянул в иллюминатор и увидел огромное белое поле прямо по носу. Благо, лед был мелкий, двигался медленно и угрозы для судна не представлял. Но, как оказалось, это были только цветочки. Утром задул юго-восточный ветер и в нашу сторону двинулись крупные глыбы льда. Экстренно снявшись, мы перешли к северу от мыса Геллера, где ледовая обстановка была более-менее.
Ветер не переставал дуть и высадка переносилась. К 10 часам порывы стали стихать и мы двинулись на «Корсаре» на берег. За несколько сот метров до земли Миша крикнул: «Осторожно!», и в этот момент мы на что-то наехали. Сначала я подумал, что это льдина, но кто-то с кормы крикнул: «Морж!». Еще через несколько секунд стало ясно, что лодка повреждена. Нос с правым бортом пробиты и спускают. В этот момент морж зашел в корму и показался во всей красе. Отбиваясь всем, что было под руками, мы на полуспущенной лодке рванули к берегу. В целом все сохраняли спокойствие. Нам безумно повезло, что берег был рядом и не было волны. Перспектива оказаться в ледяной воде в зимней одежде, да еще и рядом с разъяренным моржом представлялась печальной. Без потерь мы высадились на берег. На «Корсар» было страшно смотреть. Из пяти баллонов целых осталось два. Госпожа удача в этот день улыбнулась нам во всю свою широчайшую улыбку.
21-го мы отправились в пролив Бута к югу от острова Грили. В проливе, между островами Грили и Циглера, есть еще один маленький островок, разделяющий его на два узких безымянных пролива. Островок называется Угольные Копи. Выйдя из пролива, мы почти сразу обнаружили остатки склада экспедиции Болдуина-Циглера. С разрешения Ивана Андреевича мы доставили на борт несколько наиболее уцелевших артефактов, среди которых были сани, весла, лыжи, инструменты и ящики из-под тушенки. Обратно в пролив Бута мы вернулись тем же безымянным проливом.
Подобные походы – это уникальная возможность для человека увидеть своими глазами уникальные места на карте в их первобытной красоте, почувствовать атмосферу приключения и причастности к истории настоящего и прошлого. Особенно это понимаешь в тот момент, когда судно ошвартовывается в родном порту. Ты сходишь с причала на твердую землю, оглядываешься на судно и понимаешь, что позади огромная историческая веха не только в твоей жизни, не только в истории вверенного тебе экипажа и судна, но и всей нашей огромной страны и даже всего мира. И потом, еще в течение нескольких дней, закрывая глаза, ты видишь среди свинцовых волн гранитных исполинов, застывших в монументальных позах, покрытых вековыми ледниками. Там – на краю земли, хранящих покой суровой, неприветливой, но в то же время такой восхитительной Арктики.
Оригинал статьи размещен в сентябрьском номере журнала Уральский следопыт за 2020 год здесь
http://uralstalker.ru/2020/09/flagi-nad-arhipelagom/
автор Тимилов Евгений
фото Максим Арбугаев, Василий Добрынин
✅ Подписывайтесь на материалы, подготовленные уральскими следопытами. Жмите " 👍 " и делитесь ссылкой с друзьями в соцсетях