серия занятий, посвящённых развитию пространственного воображения и рисованию приятных глазу чертежей. задачи будут интересны в первую очередь ученикам 2-4 классов.
в представленных материалах много похожих задач. это даёт возможность собрать занятие для учеников разного возраста и уровня. например, 2 классу хватит одного урока по "первым кубикам", а для подготовленного 4 класса занятие можно разбить на два часа: "первые кубики" и вид сверху + "по этажам" и проекции.
для приятного досуга понадобятся: секта для рисования кубиков, 3 цветных карандаша, задачи.
скачать сетку для печати можно по ссылке.
введение
получение первых чертежей — самая сложная часть занятия. чтобы упростить этот процесс, ученикам предлагается сосредоточится на выполнении небольших действий и ответе на вопросы. те ученики, которым "лишние" действия не нужны, молча отказываются от них и сосредотачиваются на сути задач.
после первых пар кубиков ученики по очереди знакомятся с тремя видами схем, с помощью которых можно записать расположение кубиков в пространстве, и самостоятельно рисуют много красивых чертежей.
я стараюсь придерживаться следующих принципов:
- вместо прямого ответа на вопрос ученика лучше задать свой вопрос.
- вместо вопроса лучше предложить выполнить простое действие.
- после указания на ошибку стоит сразу же обсудить (см п.1) как её исправить.
первые кубики
вместо тысячи слов пятиминутное видео.
в конце этого видео предлагается алгоритм, с помощью которого можно без особых проблем нарисовать самую сложную конструкцию. выполняя этот алгоритм надо сконцентрироваться на том, чтобы грани получались такими же, как и у первого кубика. в этом на помощь приходят цветные карандаши.
алгоритм таков:
- грани, которые смотрят вперёд.
- грани, которые смотрят влево.
- грани, которые смотрят вверх.
если одна из граней нарисована не так, то можно спросить у ученика, похожи ли грани образец, а после отрицательного ответа предложить сделать так, чтобы были похожи.
применить этот алгоритм можно на задачах из листочка "первые кубики".
часть I и пример выполнения алгоритма
ученикам 3 и 4 классов предлагаются кубики, поставленные в несколько рядов. для рисования таких конструкций нужно применить знакомый алгоритм последовательно к первому, второму и т.д. рядам.
применить этот алгоритм можно на задачах из листочка "конструкции из кубиков. часть I".
часть II
во второй части надо нарисовать конструкции из как можно меньшего числа кубиков, чтобы получались заданные проекции.
применить алгоритм на новом виде схем можно на задачах из листочка "конструкции из кубиков. часть II".
часть III
в третьей части конструкции заданы расположением кубиков по этажам.
применить алгоритм на новом виде схем можно на задачах из листочка "конструкции из кубиков. часть III".
скачать материалы занятия
- скачать сетку для печати можно по ссылке.
применить алгоритм можно на задачах из листочка "первые кубики". - применить алгоритм на новом виде схем можно на задачах из листочка "конструкции из кубиков. часть II".
- применить алгоритм на новом виде схем можно на задачах из листочка "конструкции из кубиков. часть III".
другие мои посты:
Как научить(ся) играть в SET (2+)