Благодарность… Как знакомо и приятно. Благо желать и благо дарить. Что это значит? Мы порой не задумываемся, почему нам хочется или не хочется благодарить человека. Мы делаем это, потому что положено!
Чувство благодарности, к сожалению, имеет мало отношения к привычке, говорить «Спасибо!» или «Благодарю!», не важно.
Я часто вижу, что люди говорят «спасибо», но благодарности не чувствуют. Иногда даже за некоторыми такими «спасибо» можно уловить агрессию, зависть, злобу, обиду.
Много дебатов велось недавно по поводу того, как правильно говорить: спасибо или благодарю. Хорошо, что эта тема начала открывать для многих настоящие смыслы слов. Я в этих случаях говорю людям: неважно, что человек сказал, а важно, что почувствовал! Ведь «благо дарю» вместо «спаси бог» – это значит, что внутри должно быть это благо, которое хочется отдать. А если его там нет? На самом деле мы все это чувствуем! Надо только обратить внимание и задуматься, т. е. осознать.
Итак, чтобы разобраться в теме, мне кажется, вопрос должен звучать так:
Чем вызвано само ЧУВСТВО благодарности?
Изучая практики ментальной магии, я начинаю видеть взаимосвязь отдельного слова и вызванной им эмоции. Далее можно проследить связь вызываемого этой эмоцией ощущения.
Если слово ёмкое, оно превращается в понятие, а это уже затрагивает область смыслов, идей и убеждений, управляющих нашим сознанием.
Благодарность – это конечно не простое слово. Это понятие. А поэтому оно влечет за собой помимо эмоций и ощущений - ИДЕЮ. Какую?
О том, что всякое добро, благо должно быть вознаграждено от имени того, кто его получил. Стоит ли материально подкреплять слова благо дарю, если вы получили что-то материальное? Чтобы это понять, что должен испытывать человек, получивший благо?
Что побудит человека сделать ответный жест, вознаграждающий своего благодетеля? Только внутренняя информация, основанная на чувстве соразмерности с происходящим, жизненный опыт, чувство такта. Это всё воспитываемые, т. е. развиваемые качества души.
Человек благодарный (благостный) должен обладать массой качеств:
1. Тонко чувствовать взаимосвязи между людьми, их судьбами и чувствами друг к другу.
2. Понимать главенство чести и уважения к человеку над прямой или косвенной выгодой. Ведь фальшивая благодарность может быть использована в корыстных интересах.
3. Чувствовать безусловную любовь как единственный мотив делать добро другому человеку и делать добро в ответ не из этикета, а из искреннего чувства.
Кстати! Слово этикет – интересное. Его значение – «правила поведения», но это именно внешняя сторона происходящего, т. е. этикетка! А мы говорим о внутреннем.
Не устаю восхищаться правдивыми смыслами русского языка! Его не обманешь, и он тебя не обманет. Как его отблагодарить? Язык. Он же не человек? Но испытывать чувство гордости за то, что обладаешь таким сокровищем, как русский язык – это примерно то же чувство, что и благодарность к кому бы то ни было. Оно сродни восхищению, удивлению, пониманию масштабности…
Когда просишь у группы в медитации вызвать в себе чувство благодарности, то для многих это сложно!
Благодарить Землю, окружающее пространство, которое дает тебе жизнь, свет, воздух…
Как это? – спрашивают. Как благодарить, если сказать это некому? Нас ведь не учили, что все это живое и выражение «у стен есть уши» именно об этом.
Значит слово – это внешнее проявление чувства, а для чувства неважно, какой объект или субъект его вызывает. Вот и понятно, что слово вроде знаем, а чувства то нет!
Воспитывается ли это чувство? Или оно врожденное? Думаю, что правильное воспитание здесь может только помочь раскрыть и усилить то, что есть в душе изначально. А неправильное воспитание (давление на волю ребенка, внушение чувства вины, нагнетание страха чрезмерной ответственности, вместо обсуждения чувств ребенка и его собственных смыслов) только наложат массу ограничений на чувства, в том числе и на благодарность.
Не зря растущая духовность приводит к ощущению потока благодати, идущей отовсюду. Это состояние испытывает в своей жизни далеко не каждый. Его называют просветлением. Благодать – это поток творчества, самый ценный поток из всех возможных. Творческие люди обладают высокой внутренней культурой, знанием и чувствованием связей и гармонии всего со всем, и им легче прийти к состоянию просветления. Ведь это состояние непрерывной благодарности миру и людям!
Обыденность, к сожалению, не располагает удерживать это состояние долго, в нем человек не всегда может быть адекватен ритму жизни. Но в этом также можно совершенствоваться, учась быть изменчивым и управлять своими состояниями в зависимости от обстановки.
Чувство благодарности не может понизить самооценку человека, хотя неблагодарные люди думают именно так. Эти люди стремятся обесценить чужой труд или заслуги. Благодарность испытывают искренние открытые люди, кто в ладу со своей душой, и только такие люди по-настоящему счастливы независимо ни от чего.
Не напрасно слово «благодарность» похоже на «благородство».
Благо-дар-н(а)-ость. Так разбирается это слово на слоги-смыслы. Я постоянно показываю эти смыслы в своих статьях. Напомню, что «ость» – кость – ось – это позвоночник и связанная с ним энергетическая система спинного, головного, костного мозга и нервов, пронизывающих всё тело. Поэтому все слова, оканчивающиеся на «ость» (чест-н-ость, рев-н-ость, молод-ость и др.) означают, что данная информация, как качество сознания, имеет влияние на всю систему человека, его сущность, суть, его душу.
Поэтому благодарность – это не внешнее, а внутреннее качество, это чувство и даже процесс, который трансформирует, очищает и усиливает нашу связь с собственной душой.
Благодарность – это чувство сопричастности, родства, желание деятельного участия в том, сколько энергии вложил ваш даритель в то благо, что отдал вам безвозмездно.
Ну а если человек сделал для вас что-то за деньги? Стоит ли благодарить, если вы заплатили? А вот это и определяет ваше ЧУВСТВО! Как вы чувствуете – стоит или нет? Развивать это чувство именно при условии оплаченного труда – ценная практика. Сразу будете понимать, что вы на самом деле чувствуете, насколько искренни и полны благом или, напротив, душевно бедны те, кто оказал вам услугу или произвел продукт. А затем важно сделать именно так, как почувствовали: благодарить или нет. Это даст критерии для дальнейшего развития любого чувства и чувствования всего. Как чувствую, так и делаю, и только так правильно! Это развивает чувство доверия к самому себе, привычку прислушиваться к внутренним порывам, а значит глубоко понимать происходящее.
Благодарность к любезному продавцу, который с душой относится к своему делу, к парикмахеру, таксисту, водителю автобуса. Кстати, замечательно, что сейчас принято при выходе из автобуса благодарить водителя.
С ребенком надо обсудить, за что мы благодарим водителя, продавца, учителя и что при этом чувствуем.
Отдельная благодарность – учителю! Любому настоящему Учителю, ведь это представители особой категории душ! И это не обсуждается? Обсуждается еще и еще более внимательно! Не стесняйтесь обсудить с ребенком, какой учитель нравится ему больше и почему. Именно с позиции внутреннего чувства сопричастности к душе человека.
Размышляйте вместе с ребенком, учитесь вместе с ним понимать смыслы слов, угадывать чувства и мысли других людей, старайтесь понять, чем вызвано то или иное событие, проводить параллели. Размышляйте и сами об этом постоянно. Это важнейшая составляющая процесса саморазвития, а не только воспитания детей.
Это делает сознание развитым. Внутренняя полнота будет нарастать, и от этой наполненности будет рождаться и выходить в мир самое светлое и чистое чувство – безусловная любовь. Если надо, то и негативные чувства родятся. Они тоже нужны и существуют не зря: чтобы дать отпор тому, что вас не устраивает. Очень важно доверять себе и в этом. Если испытываете ненависть – проявите ее, и она не будет вас мучить долгие годы. Искренность и честность перед собой позволяют соразмерить интенсивность любого чувства, упорядочить мысли и выработать верное решение для следующего действия.
И такой человек всегда будет благодарным себе и миру, а значит он будет счастливым!