Найти тему
Путь к счастью

Как внешнее поощрение убивает внутреннюю мотивацию

Добрый день, дорогие читатели. Узнала на днях о серии интересных экспериментов, и не могу о них не написать.

фото: unplash.com, фотограф  Miikkaa Luotio
фото: unplash.com, фотограф Miikkaa Luotio

Еще в конце прошлого века был проведен ряд экспериментов, изучавших триггеры, мотивирующие людей на действие или, наоборот, подталкивающие к отказу от этого действия. Все началось с одного квази-научного эксперимента. «Квази», потому что он не укладывался в стандарты проведения, поэтому ученые так его называют. Но дальнейшие исследования в этом направлении выводы подтвердили. Так вот, в чем суть эксперимента.

Взяли детей, которым нравилось рисовать, и разделили их на 3 группы. Первой группе сказали, что им дадут поощрение за то, что они будут рисовать. Второй не сказали ничего, но в конце дали поощрение. Третья была контрольная, им не обещали и не дали ничего. После того, как якобы основной эксперимент закончился, детям выдали награду и сказали, что теперь они могут порисовать просто так. И что же? Продолжило рисование (которое, напомню, детям очень нравилось) больше всего детей в 3 группе. Чуть меньше во 2. И в два раза меньше – в 1.

Почему же так произошло? Потому что если сначала делать что-то «за вознаграждение», то потом пропадает желание делать это «за бесплатно». Мол что это я должен «напрягаться», если мне за это ничего не будет. И это очень хитрый трюк, особенно с детьми. Если их за что-то поощрять в надежде на выработку нужного поведения, то при окончании поощрения нужное поведение не просто прекратится, а будет обратный эффект. Ах, вы мне больше не платите за оценки?! Тогда я буду плохо учиться.

Другая проблема с внешним поощрениям заключается в том, что оно делает из нашего «хочу» «надо». Допустим, вам нравится танцевать. И вы идете в школу танцев, получаете удовольствие от процесса. И тут вам говорят, что мол давай будем готовится к соревнованиям! Или тот, что посетит больше всего уроков будет у нас на доске «любимый ученик». И удовольствие от процесса как-то постепенно уходит. На уроки уже идти лень, находится куча причин, почему не получается.

А ведь такого внешнего поощрения из лучших побуждений вокруг нас полно практически во всех сферах. И выводы из этого исследования тогда печальны. Неужели чем бы мы не занимались и как бы нам это не нравилось, рано или поздно наша мотивация пропадет? И да, и нет. Выходом из этой ситуации психологи считает изменение фокуса внимания с внешнего поощрения на внутреннее.

У нашей психики всегда есть одна превалирующая система координат – либо внешний мир, либо внутреннее самоощущение. Существовать одновременно они не могут. Таким образом, если мы ориентируемся в своей жизни на сигналы извне – мы обречены на потерю внутренней мотивации и чувства самоидентификации. Наши мысли, желания, действия подчинены сигналам и желаниям окружающих. Мы делаем то, что от нас ждут, желаем того, что принято желать, стремимся к тому, что большинство считает достойным.

Если же нами управляет внутренний «стержень», это дает нам стабильность и возможность следовать за своими желаниями и целями. В том же примере со школой танца, ответ на предложение будет таким: «Хорошо, я буду заниматься так и столько, сколько мне будет нравится. Если удастся попасть на соревнования, то ладно. Если получится победить – еще лучше. А если не получится, я не расстроюсь, потому что главное для меня – получать удовольствие от процесса».

По словам практикующих психологов, запрос на поиск этой внутренней истинной личности сейчас один из самых популярных. Особенно среди клиентов всяких «тренингов по развитию себя», где в основном людям объясняют, что они – ничтожество (с точки зрения большинства) и должны стремиться к богатству, лидерству, карьере и т.п. А в результате рано или поздно их клиенты становятся клиентами психологов, потому что это внешнее вмешательство и попытка навязать стимулы ломает самоидентификацию человека, отдаляет его от истинных целей и желаний. И ожидаемо у него ничего не получается. А если и получается достичь этих «поставленных ориентиров», то оказывается, что радости результат не приносит.

Есть у меня много знакомых, кто бегает марафоны. Часть из них бегут, потому что им просто нравится бежать. Конечно, их вдохновляют медали и результаты, но соревнуются они всегда с собой. Мол в этот раз я пробежал быстрее. Есть такие, которые совмещают любовь к бегу и людям - бегают исключительно на благотворительных забегах. А есть те, кто бегает ради фото в социальной сети, чтобы им "все позавидовали, какие они крутые". Легко догадаться, кто получает больше удовольствия от процесса.

Путь к счастью – это путь к себе. И чем дальше я по нему иду, тем больше нахожу этому подтверждения.

Если хотите присоединиться – подписывайтесь на канал, будем изучать новое и интересное в мире психологии и философии вместе. Спасибо и до новый встреч!