Найти тему
Мир глазами историка

Адольф Гитлер - один из авторов стилистики протеста

Оглавление
Обложка книги Адольфа Гитлера "Моя борьба". Фото взято с ресурса Яндекс.Картинки
Обложка книги Адольфа Гитлера "Моя борьба". Фото взято с ресурса Яндекс.Картинки

Книга, о которой почти все слышали, но почти никто не читал. "Майн кампф" или по-русски "Моя борьба". Если кого и считать одним из первых авторов методичек для цветных революций, так это Адольфа Гитлера. Его опыт организации протестного движения, пусть и правой окраски, нашёл отражение и во многих документах ("Майн кампф" не единственный), и в реальных событиях.

Биографическая мини-справка

Адольф Гитлер в детстве и юности не собирался связывать свою жизнь с политикой, а хотел стать художником или архитектором. За тем и поехал в столицу Австро-Венгерской империи прекрасный город Вену, учиться искусству. Известны и несколько картин, авторство которых приписывается Адольфу Гитлеру.

Но, увы, с получением образования не сложилось. Дважды, в 1907 и 1908 годах Гитлер поступал в Венскую художественную школу, но безуспешно. Хотя на протяжении нескольких лет Гитлер работал художником в Вене и, судя по всему, зарабатывал вполне достаточно, раз смог отказаться от положенной ему как сироте пенсии в пользу своей сестры Паулы. Первая мировая война круто изменила его жизнь, с живописью покончено, зато теперь свои художественные способности он может испробовать в политике.

Гитлер - пропагандист и художник бунта

Возникшее в начале 1920-х годов в Германии нацистское движение было весьма скромно и вполне могло затеряться среди куда более мощных националистических организаций. Германская империя только что проиграла Первую мировую войну и вынуждена подписать позорный и тяжёлый Версальский мирный договор. Страна тогда вверглась в пучину революции, и идеи Адольфа Гитлера и его соратников вовсе не были, как бы сейчас сказали, в тренде. И вот тут на помощь ему пришла не нашедшая другого применения его творческая натура. Как апологеты, так и разоблачители нацизма больше обращали внимания на волевые качества, социальную опору и связи вождя национал-социалистов, но совершенно упустили из вида Адольфа Гитлера как одного из ярких авторов уличного массового протестного действа. Единственное, что здесь совсем не осталось без внимания, так это факельные шествия.

Можно даже установить закон, в силу которого лишь те успехи были наиболее прочными и великими в истории, которые вначале встречали наименьшее понимание у толпы, ибо вначале данные новые предложения стояли в полном противоречии к пониманию массы к её желаниям и мнениям. (Гитлер А. "Моя борьба")

Вначале политической карьеры Гитлера его партия (вернее, партия, к которой он присоединился) не насчитывала и десятка членов. Но уже тогда создание стиля мыслилось им как одно из важных условий для достижения успеха. Стиль как внешнее проявление собственной независимой позиции. К тому же стиль, помноженный на упорство и чрезмерную самоуверенность.

Уже и тогда я доказывал своим товарищам, что если в крупных принципиальных вопросах всё общественное мнение в данный момент занимает неправильную позицию, то наша задача заключается в том, чтобы напролом выступить против неправильного мнения, не считаясь с соображениями популярности, не боясь того, что на них набросятся с ненавистью. Я доказывал, что германская национал-социалистическая рабочая партия должна быть не служанкой общественного мнения, а владыкой его. Партия не раб массы, а повелитель её. (Гитлер А. "Моя борьба")

Термин "партия" среди современных протестных движений не популярен, однако, сути дела это не меняет. А силу живого слова современные революционеры признают ни чуть не менее, чем фюрер Третьего рейха. Они же переняли и ту же способность продвигать всеми силами некий информационный контент, не озадачиваясь тем, правда это или ложь. Как Адольф Гитлер, формируя себя как публичного политика, много внимания уделял методам личного воздействия - и вырабатывал стиль речи, жеста, интонаций. О совершенствовании собственного мировоззрения не особо заботился, посчитав себя изначально и навсегда правым.

Почти всегда в течение этих лет мне приходилось выступать на собраниях перед людьми, которые верили в идеалы, прямо противоположные моим верованиям. Передо мной две-три тысячи человек, в моём распоряжении - только два часа, и вот в течение этих двух часов я должен переубедить эту массу людей. Шаг за шагом я выбивал из-под их ног фундамент старых верований, шаг за шагом преодолевал я их внутреннее сопротивление, постепенно переубеждал их и в конце концов переводил их на почву нашего нового мировоззрения. (Гитлер А. "Моя борьба")

Не меньшая сила, чем в "живом слове", заложена и в картинке, и в видеоряде. Терминология в 1920 - 1930-е годы несколько другая, но содержание примерно то же. И ещё, в задачу пропагандиста не входит повышать культурный уровень аудитории, расчёт нужно вести по основному техническому принципу: чем проще, тем надёжнее.

... надо учесть, что масса косна и ленива. Она неохотно берёт в руки печатное произведение, в особенности если человек из массы не убеждён заранее, что в данной книжке он найдёт именно то, во что он сам верит и на что он сам надеется. Книги определённого направления обыкновенно читаются только людьми, которые сами принадлежат к этому направлению. Только прокламация или плакат могут ещё рассчитывать на то, что ввиду краткости этих произведений они будут прочитаны иногда и противниками и тем окажут на них мимолётное влияние. Рисунок во всех его формах, вплоть до фильма, имеет уже большие шансы. Здесь человеку уже не приходится много шевелить мозгами. Ему достаточно взглянуть на рисунок и самое большее прочитать краткий пояснительный текст к нему. (Гитлер А. "Моя борьба")

На рынке протеста новый тренд - социальная сеть "Тик Ток"! Вот уж где "человеку уже не приходится много шевелить мозгами".

И как художник Гитлер стал создателем нацистской символики. По его же свидетельству флаг НСДАП, ставший затем государственным флагом - чёрная свастика ("мотыгообразный крест" - выражение самого Гитлера) в белом круге на ярко-красном фоне. был изобретён им как мощное средство эмоционального воздействия. Такая композиция форм и цветов должна была и выражать динамичность национал-социализма, и напоминать об имперском флаге Германии недавнего прошлого. Обилие флагов на шествиях и митингах должно было придать визуальную мощь и динамику нацистским демонстрациям.

Гитлер на трибуне на фоне флага НСДАП. Фото взято с ресурса Яндекс.КАртинки
Гитлер на трибуне на фоне флага НСДАП. Фото взято с ресурса Яндекс.КАртинки

"Майданные технологии", "методики цветных революций" - всё это появилось гораздо раньше, но используется до сих пор и вполне успешно. В следующие разы историческая ретроспектива продолжится и, может быть, ответы на некоторые вопросы будут весьма неожиданны.

О том о сём

Традиционное: заходите, читайте, смотрите, ставьте like, если понравилось, делитесь ссылкой в соц. сетях, ну и подписывайтесь на канал.