Найти тему
Дорогами радости

Про кровать Наполеона и карету Кутузова. Наша поездка в Бородино. Три главных места

Бородино не похож ни на один российский музей. Да и мировой. Это не одно или несколько музейных зданий, это огромная мемориальная территория, на которой 200 лет назад развернулись главные сражения в войне с Наполеоном.

Мы ездили сюда трижды. На машине. Это самый удобный способ, чтобы посмотреть все важное на 11 гектарах, но не единственно возможный. Есть электрички из Москвы (порядка двух часов с Белорусского вокзала) и экскурсионные автобусы, есть регулярные рейсы из Можайска.

Главный монумент у Батареи Раевского. Фото Полины Кудрявцевой
Главный монумент у Батареи Раевского. Фото Полины Кудрявцевой

Основных мест, где хорошо бы побывать – три. В каждом по нескольку объектов, которые надо посмотреть:

  • Бородинский музей. Он расположен через дорогу от главного монумента на батарее Раевского. По дороге к памятнику стоит артиллерийский ДОТ времен Великой Отечественной войны (здесь проходила линия Можайской обороны), а совсем рядом с Монументом - восстановленная могила Багратиона.
  • Спасо-Бородинский монастырь и багратионовские флеши. В первый раз мы начали свою экскурсию отсюда (мой рассказ о монастыре тут). Вдова генерала Тучкова именно в этих местах надеялась найти останки любимого мужа, а впоследствии основала здесь монастырь.
На Багратионовых флешах. Фото Александры Кудрявцевой
На Багратионовых флешах. Фото Александры Кудрявцевой

Сам монастырь уютный, нечопорный. Есть несколько музеев. Багратионовы флеши – напротив монастыря. Там сохранился и рельеф укреплений, что были здесь 200 лет назад, есть несколько братских могил и около десятка памятников воевавшим соединениям.

  • Монумент на Шевардинском редуте и, напротив, французский памятник Мертвым великой армии, там как раз была ставка Наполеона. А всего памятников воевавшим российским частям в музее-заповеднике Бородино – 33 (вот мой рассказ об этом).
Вдали памятник "Мертвым Великой армии". Я сделала эту фотографию, поднимаясь к Шевардинскому редуту
Вдали памятник "Мертвым Великой армии". Я сделала эту фотографию, поднимаясь к Шевардинскому редуту

Большинство монументов было поставлено к столетней годовщине Бородинского сложения. Ставили вскладчину, на деньги воинских соединений, которые тут воевали и на средства родственников погибших. Некоторые монументы потом были разрушены и востановлены.

В этот раз мы целенаправленно ехали в Бородинский музей и взяли экскурсию. 1400 за четверых. Правда, к концу полуторачасового рассказа, который начался около касс, продолжался в музее и завершился у памятника батарее Раевского с нами было уже человек 40.

Но мы не в обиде, культурное меценатство и деньги на просвещение – дело почетное! Тем более, что нам очень повезло, гидом у нас был автор путеводителей Владимир Константинович Ушаков. Как водится, полвека служил в верхушке музейного штата, на пенсии вернулся экскурсоводом, любимое дело – превыше всего. А мы и рады.

Бородинский музей – небольшой, залов 10. Сейчас там выставлена экспозиция «Славься ввек, Бородино!». Мундиры, оружие, портреты участников. С хорошим гидом все это оживает.

Коляска Кутузова. Фото Полины Кудрявцевой
Коляска Кутузова. Фото Полины Кудрявцевой

Когда Александр I назначил Михаила Илларионовича главнокомандующим, он подарил ему специальную коляску для передвижений. В ней от части к части по Бородинскому полю ездил Кутузов.

Карете более 200 лет. Добротная, небольшая. Главнокомандующий сидел в ней в неполные 67 лет – старик по тогдашним меркам. Именно столько было Кутузову, когда он руководил русской армией у Бородина.

Деталь обмундирования французов. Фото Полины Кудрявцевой
Деталь обмундирования французов. Фото Полины Кудрявцевой

Вот французские носки. Или портянки? Не знаешь, как и назвать. По степени отделки – считай, тканые башмачки с пуговками, только подошва отдельно. Надевались мудрено – вначале низ в ботиночки-калоши, потом к ним пристегивался верх, чтоб было красиво. Как-то по-другому начинаешь смотреть на войну и на французов.

Вот уж нация, обученная искать вкус жизни во всем! Где уж у наших столько времени на улаживание гармонии ноги в крахмальных носочках с пуговками… Да и желание такое я вряд ли могу представить…

Знамя. Фото Полины Кудрявцеовй
Знамя. Фото Полины Кудрявцеовй

А это настоящее французское знамя. Потерлось с веками, вылиняло, былого богатства не видать.

Гордость за предков в музее распирает! Такого щегольского врага восвояси отправили.

В углу за стеклом стоит непонятное сооружение из палок и выцветшего брезента. Чтобы вы думали?

В.К. Ушаков показывает полковую кровать Наполеона. Фото Полины Кудрявцевой
В.К. Ушаков показывает полковую кровать Наполеона. Фото Полины Кудрявцевой

Это – настоящая походная кровать Наполеона. Раскладушка по-нашему. Вот уж действительно небольшой он был французик. По разным данным от 157 до 168 см. Судя по этой кровати, верна первая цифра.

Как говорят французы, дьявол в деталях. И таких вот любопытных деталей времени в музее много. Для каждого – свои.

А первый раз в Бородино мы приехали на реконструкцию сражения – она уже несколько десятилетий проходит в первые выходные сентября. Некоторые считают рассказ об этом моим самым удачным на Дзене. А в 2020 году из-за коронавируса реконструкции не было, но бивуакполевой лагерь, где в палатках быт русских и французов показывают реконструкторы - работал.

Александра Кудрявцева/ ДОРОГАМИ РАДОСТИ