В 60-е годы на американском телевидении шоу Эда Салливана (Ed Sullivan Show) занимало особое место. Его привлекательность для артистов была связана с тем, что оно апеллировало к так называемой “general audience” – ко всем людям вне классового и возрастного разделения. Перед телевизором во время ESS собирались семьи целиком, что называется, и стар, и млад. Соответственно, предлагаемый контент программы должен был этот факт учитывать.
Точно так же, особое место в музыкальном мире занимала группа The Doors: один только взгляд на их загадочного и неулыбчивого вокалиста давал понять, что это не какая-то лёгкая развлекалка. Ощущение, что с этими ребятами договориться о чём-то будет не так просто, возникало мгновенно.
Так что, когда эти две «мощные силы природы» встретились в студии ESS, то в воздухе возник большой вопросительный знак – чем же всё закончится? Надежды на то, что встреча пройдёт спокойно, были: ведь, в конце концов, The Beatles на шоу Салливана выступили без эксцессов.
Но «Дорз» - это был особый случай! Так что надежды на спокойный эфир оказались тщетными.
Маленькая историческая справка: незадолго до съёмок в ESS группа The Doors заняла первое место в сингл-чартах с песней “Light My Fire”. Кроме этого, коллектив постоянно находился в центре внимания медии – колоритная персона Джима Моррисона (Jim Morrison) привлекала всеобщее внимание.
Салливан, опытный телевизионный волк, понимал, что для шоу будет очень полезно иметь такого «горячего» гостя. При этом ведущий и его ТВ-команда догадывались, что с группой могут быть проблемы. Но так как молодёжь становилась всё более значимой составляющей в зрительской аудитории – именно на молодёжь были нацелены телевизионные рекламные кампании больших брендов, - то обойти вниманием «Дорз» Салливан просто не мог.
И ещё один важный факт: явно провокационная - и с откровенным сексуальным подтекстом, - группа заняла свою нишу и в мейнстриме: ведь их песня покорила поп-чарты, а это значило, что она была известна не только молодёжной аудитории. Короче – «Дорз» и Эд Салливан были нужны друг другу!
Позже Рэй Манзарек в одном из интервью сказал о 60-х: «Битва шла между «продвинутыми» и «лохами», между «модными» и «кондовыми» - и это была в битва истеблишмента против хиппи».
Хочу напомнить, что Эд Салливан был человеком весьма влиятельным в музыкальном мире – и его влияние продолжалось почти два десятилетия.
К тому моменту, как The Doors вошли в его студию, он был ещё очень даже «на коне». И ведь, на самом деле, Салливан оказал огромное влияние на карьеру как Элвиса (Elvis Presley), так и The Beatles. The Doors это, конечно же, понимали. Поэтому негласный месседж Салливана - «делай, как мы говорим, и ты далеко пойдёшь», - висел в воздухе. Но вместо того, чтобы слушаться ТВ-гуру и иметь шанс стать гигантами муз-индустрии через его шоу, «Дорз» в ту сентябрьскую ночь пошли на конфликт с ведущим и были навсегда отстранены от ESS.
Ещё одно важное соображение про шоу Эда Салливана: оно никогда не было «стильным», не было "cool". Да, ведущий сделал неплохую карьеру на ТВ, но это не значит, что к нему относились, как к продвинутому человеку.
Рэй Манзарек позже вспоминал, что был весьма удивлён, когда «Дорз» получили приглашение принять участие в этом семейном развлекательном шоу. Вот как он говорил об этом: «Мы с женой смотрели дома это шоу. Вдруг Эд в конце программы говорит: “На следующей неделе у нас будет в гостях группа из Калифорнии The Doors. Они исполнят свой хит номер один “Light My Fire” живьём”. Мы посмотрели друг на друга и я сказал: “Это круто! На следующей неделе мы будем на шоу Эда Салливана”».
Наступил день съёмок. Сразу же возникла проблема с текстом - продюсер шоу и Салливан пришли к обоюдному мнению, что строчку “girl, we couldn’t get much higher” в песне "Light My Fire" надо как-то сгладить – уж очень она намекала на наркотики. Было предложено вместо “higher” спеть “better”. Моррисон тут же пришел в ярость от этого предложения. Продюсер стал объяснять важность изменения слов для аудитории ESS, но Моррисон был с ним не согласен. В то же время остальная группа – предвидя рост продаж пластинок и всемирный успех после выступления, - стала уже соглашаться. Но когда продюсер вышел из комнаты, Моррисон демонстративно громко сказал: «Мы не меняем ни слова!».
И вот настало время выходить на сцену. Салливан кратко представил группу: «Теперь The Doors со своей новейшей записью "People Are Strange"». Обратите внимание на трогательное и эмоциональное пение Моррисона: трек исполнен умело, группа играет с элементом лёгкой импровизации.
Ну а после небольших аплодисментов "Дорз" переходит к своему #1 синглу “Light my Fire”.
Как вы уже догадались, The Doors не внесли изменений в текст – просьба продюсера была проигнорирована. Посмотрите внимательно эту съёмку, она просто потрясюща - и это 100% live. Обратите внимание на задник, сделанный из разного вида дверей – очень даже в духе 60-х, но и сегодня смотрится отлично.
«Это было прекрасно. Просто прекрасно!» – сухо говорит Салливан, когда песня завершается (этого, к сожалению, нет в этом клипе). Но вместо обычного рукопожатия он быстро переходит к рекламе. Общаться после съёмок с группой Салливан тоже не стал. А вот продюсер зашёл в гримёрку к «Дорз»: «Знайте, мистер Салливан хотел, чтобы вы снялись еще в шести шоу, но вы больше никогда не будете приглашены в программу!». Морриссон ответил: «Слушай, парень, и запомни - мы только что “сделали” шоу Эда Салливана».
Оглядываясь назад, можно с большой уверенностью сказать, что Моррисон и «Дорз» победили в этой «дуэли титанов»: пришли новые времена, и то, что «Дорз» - наперекор Салливану, - спели свой оригинальный текст, принесло группе гораздо больше дивидендов, чем возможное участие в шести его программах.