Мы уже рассказывали, что такое трудная нефть и как нефтяники живут и работают на рукотворном острове в открытом море. Сегодня поговорим о том, как «Газпром нефть» пришла в Арктику и почему намерена там остаться?
История «Газпром нефти» — это история постепенного продвижения в Арктику. Почему так получилось? Когда-то компания была создана на активах, расположенных в ХМАО и южной части ЯНАО, достаточно далеко от Заполярья. Через некоторое время к ним добавились новые активы и лицензии, но они по-прежнему располагались преимущественно в традиционных регионах нефтедобычи в Западной Сибири.
Однако получение лицензий и последующая реализация в 2010-х годах нескольких крупных проектов в Арктике, уникальных как по масштабу, так и по сложности, вывели компанию на совершенно новый уровень. Уже сегодня на эти проекты приходится более 20% в добыче компании. А через три года доля арктических проектов в общем портфеле добычи «Газпром нефти» составит порядка 30% и в дальнейшем продолжит рост.
Судьбоносные активы
Не будет преувеличением сказать, что запуск двух арктических мегапроектов — «Нового Порта» и «Мессояхи» — во многом сформировал современную «Газпром нефть». Здесь приобретался опыт управления крупными проектами, формировались команды, осваивались новые технологии, набивались шишки.
На Восточно-Мессояхском месторождении сюрприз преподнесла геология. Результаты геологоразведки оказались слишком оптимистичными. Когда же дело дошло до эксплуатационного бурения, стало понятно, что геологическое строение месторождения куда сложнее, чем предполагалось вначале: вместо монолитного пласта — множество отдельных пропластков. Чтобы выйти на запланированные показатели, потребовалось в спешном порядке менять схему разработки, разбуривать в первую очередь более продуктивные зоны, а параллельно искать новые технологии для разработки проблемных участков. Но в итоге все получилось, и Мессояха стала очень успешным проектом.
Разработка огромных запасов Новопортовского месторождения долгое время представлялась нефтяникам бесперспективной затеей, и в первую очередь из-за отсутствия доступных возможностей по транспортировке добытой нефти. В «Газпром нефти» изучили множество вариантов и в итоге выбрали самый сложный и в своем роде уникальный: вывоз продукции морем. Уникальный, потому что никто еще не реализовывал таких проектов в условиях, подобных мелководной и покрывающейся двухметровым льдом Обской губе. Но «Газпром нефти» это удалось. Компания построила в Обской губе нефтеналивной терминал, обзавелась собственным ледокольным флотом. И сейчас «Новый Порт» отгружает потребителям около 8 млн тонн нефти в год.
Почему Арктика
Имея уникальный опыт реализации крупных проектов в арктических регионах, почему бы не использовать его вновь? Ведь в Арктике сосредоточены огромные ресурсы полезных ископаемых. В настоящее время здесь добывается десятая часть общемировых объемов нефти и четвертая часть природного газа. По разным оценкам, в Арктике расположено около 20–25% неразведанных мировых ресурсов углеводородов. 60% из них приходится на долю России.
Уже сегодня новыми точками роста добычи жидких углеводородов для «Газпром нефти» становятся такие проекты, как разработка нефтяных оторочек Ен-Яхинского и Песцового месторождений. На ранних этапах геологоразведки находятся еще более северные и удаленные проекты на полуостровах Гыдан и Таймыр. Ближайшие планы компании связаны с Лескинским участком на левом берегу устья Енисея, где до конца года планируется начать бурение. К Арктической зоне относятся и новые проекты на Бованенковском и Харасавэйском месторождениях. Однако о них речь дальше (см. стр. 26).
138 км - длина зимника от поселка Тазовский до Восточно-Мессояхского месторождения. Зимой на Мессояху можно добраться на автомобиле, летом только на вертолете;
107 км - расстояние от Новопортовского месторождения до терминала «Ворота Арктики»;
>250 млн тонн - нефти и конденсата извлекаемые запасы Новопортовского месторождения;
868 км2 - площадь Восточно-Мессояхского и Западно-Мессояхского месторождений.
Интересна тема Арктики? Оставляйте свои комментарии - нам важно знать ваше мнение.
Оригинал статьи и другие материалы об энергетике читайте на сайте журнала «Энергия+».
Фото: Роскосмос, Pixabay, ТАСС