Все-таки хорошо иногда побыть одному. Меня всегда тянуло к такой работе, которая позволяет не зависеть от других, сохранять творческое состояние. В юности я вел дневники, это тоже помогает осмыслению и развитию. В двадцать лет я написал свое первое стихотворение (это было четверостишие) и посвятил его себе. Тогда я, как все юноши, считал себя гениальным и никак не мог отделаться от этого ощущения. И хотя судьба у меня не складывалась, а наоборот, все развалилось, я считал, что отмечен печатью гениальности. Посмотрев на себя в зеркало, я написал:
И узок лоб, и зад широк,
И все идет ему не впрок,
И дел не знает, как начать,
Но все ж на лбу видна печать.
Следующее стихотворение было посвящено чувствам и состояло уже из восьми четверостиший. А потом я написал целую поэму и на этом решил остановиться. Но тяга к творчеству никогда не остывала. Потому что творчество — это наслаждение. Творчество помогает любить.
Всю жизнь я постоянно что-то напевал себе под нос, внутренняя музыка помогала ощутить полет в душе. Когда я приехал в Ленинград и стал работать на стройке, я сменил несколько профессий — сварщика, плотника, электрика. Последняя понравилась мне больше всего, потому что позволяла иметь свободное время и определенную независимость. Конечно, электрик из меня был никакой — почему-то у меня все взрывалось и горело. Спасало только то, что я работал в строительном управлении, где начальником был мой дядька. И когда бригадир в очередной раз кричал: «Уберите композитора, я уже больше не могу!» — дядька успокаивал его, и я оставался работать на стройке. Сколько раз я мог погибнуть, лучше не вспоминать.
А потом я решил уйти на вольные хлеба. Уволившись со стройки, я пришел в кинотеатр «Ленинград». Сказал, что я талантливый художник и могу работать у них оформителем рекламы. Мне дали в подсобники солдатика, который умел писать шрифты. Он научил меня азам оформления. А когда начальство разобралось, в чем дело, и меня собрались выгонять, я стал убеждать их в том, что уже чему-то научился. Меня оставили с испытательным сроком, и я достаточно быстро повысил свой уровень.
А устроился в кинотеатр я потому, что там проходил фестиваль иностранных фильмов. В 70-х годах в прокате в основном были фильмы советские.
До сих пор помню, какое сильное впечатление произвел на меня французский фильм под названием «Скажите ей, что я ее люблю». В главной роли снялся Жерар Депардье.
Любое талантливое произведение, особенно поэтическое, является пророческим. Наиболее близки к пророчеству поэты. Пророк — это тот, кто видит будущее не одного человека, а целого народа или государства. Значит, он выходит на самые масштабные, тонкие слои будущего. Почему именно поэты? Сейчас, понятно, поэзия вырождается, стихи высасываются из головы. А раньше, когда душа была живее, стихи описывали чувства. Особенность стихотворения в том, что нужно уложиться в определенный размер и завершить строку рифмой. Для этого нужно почувствовать концовку фразы, увязать ее с началом. Нужно сжать причину и следствие. Хорошим поэтом может быть только тот, кто сжимает время, а время сжимается интенсивностью чувства. А интенсивность чувства определяется количеством любви. Потому человек, который не умеет любить и чувствовать, поэтом быть не может. А истинный поэт чувствует будущее, взаимодействует с ним, предвосхищает его, и это сказывается на его характере и его судьбе. Но это отдельный разговор.
Французский фильм явился для меня тогда откровением. В талантливом произведении время сжато, тенденции усилены. За короткое время фильма можно ощутить и прожить многие десятилетия. В этом фильме показано, как любовь молодого человека превращается в страсть. Эта страсть постепенно переходит в безумную привязанность, а затем становится маниакально-агрессивным состоянием. Сначала главный герой говорит о любви, затем — что хочет жениться на любимой и она должна принадлежать именно ему. Потом решает, что она должна принадлежать ему во что бы то ни стало. А потом начинает убивать других, для того чтобы одеть ее в подвенечное платье. В конце концов он убивает и ее. Этот фильм блестяще показывает, как утрата веры и отрешенности приводит к утрате милосердия и жертвенности. Энергия любви, жертвенности, заботы и сострадания превращается в энергию наслаждения, потребления, агрессивности и уничтожения.
Я смотрел этот фильм более тридцати лет тому назад и понимаю, что он действительно был пророческим. Почему именно во Франции появился такой фильм? Царство разума, провозглашенное еще до Французской революции, неизбежно должно было превратиться в царство еды и секса. Поклонение инстинктам превращает любовь в звериное чувство, единобожника делает язычником, а язычника превращает в животное. Но судьба не всегда позволяет человеку превратиться в животное. Милосердная смерть часто останавливает разрушение души.
Вспоминается еще один поразительный фильм, который так и не вышел впоследствии в прокат. Насколько я помню, он назывался «Итальянский буржуа». В этом фильме потрясающе точно показаны кармические связи — причина неотвратимо переходит в следствие.
Фильм начинается спокойно и благостно. Раннее утро, озеро, деревья, затянутые туманом. Рыбаки ловят рыбу. Пожилому мужчине везет: он выдергивает приличную щуку в несколько килограммов. Мужчина радостно хватает ее, а щука неожиданно изворачивается и кусает его за палец. У мужчины — мгновенная реакция, он привык реагировать быстро и жестко. Схватив камень, он остервенело бьет рыбу по голове и никак не может остановиться. Месть должна быть гораздо больше, чем нанесенная обида. А затем на небольшой и юркой машинке он спешит домой. Кого-то подрезает, и сзади раздаются возмущенные гудки. А потом упирается в небольшую вереницу машин. Но он не хочет стоять в этой пробке — он грубо нарушает все правила, норовя обогнать машины, и опять слышит возмущенные гудки. А в ответ только ругается и сыплет оскорблениями. Он чувствует себя правым. Подавление других усиливает ощущение собственной состоятельности.
На другой день он вместе со своей женой отправляется в храм. У него есть единственный горячо любимый сын, который в этом году должен поступать в институт. И он, и жена стоят на коленях в храме и молятся, просят послать сыну благополучие и исполнение желаний.
Обращение к Богу не проходит даром. Через несколько часов мужчина вместе с сыном идет по площади и видит, как молодежь на мотоциклах пытается ограбить магазин. Раздаются крики и выстрелы. Неожиданно сын дергает отца за руку. Мужчина оборачивается и видит, как оседает его сын, закатывая глаза, а на груди у него расплывается красное пятно. Сын умирает, и отец ничем не может ему помочь.
Через несколько дней мужчину приглашают в полицейский участок и просят опознать одного из стрелявших. Он сразу узнаёт убийцу, но отрицательно мотает головой и утверждает, что никого из присутствующих раньше не видел.
Почему он это сделал? Потому что решил, что тюремного срока для убийцы недостаточно, он должен убить его сам. И не просто убить, а долго мучить и пытать перед этим. Месть должна быть гораздо больше, чем нанесенная обида. Он должен наслаждаться местью. И не только он, но и его жена. Жена, которую он приводит в сарай, где находится искалеченный молодой человек, неожиданно просит прекратить пытки, а потом сходит с ума. И у мужчины возникает еще большее желание отомстить. Он не может понять, что на самом деле его внутреннее состояние определило то, что произошло. Он не знает о том, что в детях усиливается внутреннее состояние родителей и дети потом расплачиваются за ошибки родителей.
В Библии приводится старинная пословица: «Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина». На уровне сознания, на человеческом уровне дети за преступления родителей не отвечают, но на уровне Божественном расплачиваются неумолимо.
Материализм упорно пытается разорвать связь причины и следствия. Точка зрения, что мир развивается случайным и хаотическим образом, помогает избавиться от ответственности. Такое понятие, как нравственность, четко связывает причину со следствием. Нравственность дает представление о Божественных законах. Вор и убийца должны быть наказаны — гласят законы человеческие. Но они исходят из законов Божественных. На самом деле вор и убийца всегда будут наказаны свыше, причем неотвратимо. Причем не только они, но и их потомки. Человеческие законы, ускоряя наказание, позволяют сузить его масштабы.
Положительная эмоция закрепляет в подсознании наше поведение. Если вор и убийца получают деньги и благополучие, но не получают наказания, желание грабить и убивать проникает внутрь, в их душу. Подсознательно они начинают грабить, и до X века религиозное мировоззрение развивало душу. Именно в то время на внутреннем плане происходила закладка будущих шедевров архитектуры, живописи, поэзии и прозы. Когда религиозный аскетизм и отрешенность ослабели, возник дуализм. Человек внешними чувствами, сознанием стремился к наслаждению, материальному развитию и благополучию, а в подсознании по инерции устремлялся к Богу. Как раз в это время, на рубеже XIV-XV веков, появлялись шедевры искусства. В картинах и в поэзии была мощь и жизнь. Именно религиозные сюжеты, обращаясь к душе человека, давали искусству мощный толчок к развитию.
В XVI-XVII веках светское направление победило. Форма по инерции расцветала, а содержание стало угасать. Многие талантливые люди утратили правильное направление вместе со смыслом жизни, и это привело их к трагедии. Система ценностей незаметно стала деформироваться. Человек должен иметь образец для подражания. В древнее время подражали героям, которые совершают подвиги во имя нравственности и спасения людей. Но для того чтобы совершать подвиги, нужно откуда-то брать силы, должен быть источник вдохновения. И если до эпохи Возрождения примером для подражания были апостолы, святые, то теперь таким образцом стал умный, способный, гениальный человек. Такие понятия, как «любовь» и «душа», здесь уже не подразумевались.
Вспоминаю давний спор — совместимы ли гений и злодейство. Сколько лет люди ломали копья, пытаясь доказать свою правоту. А на самом деле сначала нужно определиться с тем, что такое гениальность. Последние столетия в Европе это стало восприниматься как способности, талант, сознание, сверхвозможности. У ребенка должен быть пример для подражания, и если гениальность — это высшее состояние, которого может достигнуть человек, значит, нужно стремиться стать гением. Нужно развивать способности, максимально раскрывать свои возможности. Нужно быть умным и начитанным. Нужно превзойти всех своими способностями, талантом и умом. Такое восприятие гениальности — это уже злодейство в чистом виде. Самым талантливым существом на Земле, по библейской легенде, был дьявол. У него были самые большие способности. Не зря его имя — Люцифер, что значит «утренний», «сияющий». Искушение поставить сверхвозможности, высочайшую духовную энергию выше любви к Богу ангела превратило в дьявола.
На самом деле сознание, способности и сверхвозможности проистекают из наших чувств. А энергия наших чувств происходит из Божественной любви. Поэтому то, что мы называем талантом и гением, — это лишь производное, вторичное звено от умения любить. Родители умеют любить, а их дети становятся гениальными. Все видят следствие и поклоняются ему. А потом, забываясь, начинают пренебрегать причиной и уничтожать ее. Как в басне Крылова: «Лишь были б желуди: ведь я от них жирею», — сказала свинья, подрывая корни дуба.
С. Н. Лазарев. «Человек будущего. Воспитание родителей». Часть 4
****************************************************************
Сергей Николаевич Лазарев - автор многочисленных книг о духовном пути и развитии человека (серий книг «Диагностика кармы», «Человек будущего» и «Опыт выживания»). Долгие годы он занимается изучением взаимосвязи между состоянием души человека и его судьбой; он рассказывает о том, как наши поступки отражаются на нашем здоровье, нашем будущем и будущем наших детей. Идеи С.Н. Лазарева сформировались в систему отношения к жизни, определяющую место человека во Вселенной.
Книги, лекции и семинары С.Н. Лазарева - это изложение более чем 30-летнего опыта исследований в области синтеза науки и религии, это объединение важной информации, которая формирует универсальную систему знаний.
Дорогие друзья! Если вам понравилась информация, и вы смогли почерпнуть из нее полезное для себя, пожалуйста, поставьте лайк и напишите свой отзыв в комментарии. Ваше мнение очень важно для нас! Это также очень поможет развитию и расширению канала!