Найти тему
ActivityEdu

Вопрос нулевой толерантности: как защищают детей в разных странах

Насильственные действия сексуального характера в отношении несовершеннолетних – проблема, которую в большинстве стран называют вопросом нулевой толерантности, то есть преступлением, которому нет оправданий. Недавно мы рассказывали о британском опыте реагирования на опасность: законопослушный отец сообщил о распространении материалов педофилического характера в полицию. Благодаря его оперативности, ребенка из видео удалось идентифицировать и спасти. Однако далеко не в каждом государстве мира ситуация столь же благоприятна. Мы сравнили опыт нескольких стран и попытались выяснить, чьему примеру стоит подражать, а чей, напротив, можно смело назвать негативным ориентиром (лидером антирейтинга).

Распространенность сексуального насилия над детьми

Определить уровень насилия над несовершеннолетними в какой-либо стране крайне сложно. Дети, ставшие жертвами инцеста или проявлений педофилии, как правило, своевременно не сообщают о случившемся. Действия педофилов редко становятся достоянием гласности, и тому есть несколько причин: ребенку может быть сложно отличить незаконное сексуальное поведение от проявлений любви, родители не верят ему или опасаются подвергать судебному разбирательству, преступник зачастую оказывается родственником, другом или знакомым.

На сегодняшний день самое широкомасштабное исследование сексуального насилия над детьми проводилось в 1997 году. Оно представляло собой сбор и анализ данных, полученных в ходе 16 независимых исследований. Участников-взрослых просили вспомнить о сексуальном насилии, которому они подверглись до 18 лет. В результате объединения разрозненных выборок был получен массив данных с ответами 14 000 респондентов. По итогам исследований выяснилось: около 22% женщин и 9% мужчин в детстве стали жертвами сексуального насилия (Gorney & Leslie, 1997).

Кстати, психиатры все чаще приходят к выводу о том, что, несмотря на преобладание мужчин среди педофилов, некоторые дети переживают сексуальное насилие и со стороны женщин (Elliot, 1992; Guidry, 1995). Точка зрения о том, что последние тоже иногда совершают насилие над детьми, прижилась не сразу. Это преступление долгое время считалось «сугубо мужским» (Elliot, 1992, р. 12).

На страже детей – уголовное право. Германия

Германия справедливо считается страной с одной из наиболее развитых и эффективно функционирующих правовых систем в Европе. Преступления сексуального характера в отношении детей здесь делятся на группы:

  • сексуальные действия в отношении детей до 14 лет с отягчающими обстоятельствами (§ 176a);
  • сексуальные действия в отношении детей до 14 лет со смертельным исходом (§ 176b);
  • сексуальные злоупотребления в отношении несовершеннолетних 14–18 лет (§ 182);
  • сексуальные злоупотребления в отношении опекаемых (§ 174).

Согласно § 176 УК, минимальный возраст согласия составляет 14 лет. Любые сексуальные контакты с лицами, не достигшими 14 лет, считаются сексуальным насилием в отношении детей, преследуются законом и наказываются лишением свободы на срок от шести месяцев до 10 лет (§ 176, абз. 1–3).

Сексуальные действия по согласию в отношении подростка 14–18 лет (как активные, так и пассивные) являются наказуемыми лишь в том случае, когда подросток находится в зависимом положении от совершающего сексуальные действия или совершает эти действия за денежное вознаграждение. Равносильно квалифицируется и принуждение подростка 14–18 лет к сексуальным действиям с третьим лицом путем использования зависимого положения подростка или денежного вознаграждения. Наказание – лишение свободы на срок до 5 лет или денежный штраф (§ 182, абз. 1).

Об оперативном реагировании полиции свидетельствуют два ярких происшествия текущего года. В рамках июньского расследования дела о сексуальном насилии над детьми были задержаны 11 человек. Главный обвиняемый – IT-специалист из Мюнстера, у которого уже были судимости за распространение детской порнографии. Пострадавшие – мальчики в возрасте 5, 10 и 12 лет. Один из них – сын подруги основного подозреваемого, остальные – родственники двух задержанных.

В январе страну потрясло еще более громкое преступление: в Германии был вынесен приговор жителю городка Флутершен, который 23 года насиловал собственную дочь, приемного сына и падчерицу, родившую от него семерых детей. Насильник-педофил получил 14,5 лет тюрьмы.

Африканский «шаг назад»

Беднейшие африканские страны, как правило, демонстрируют наихудшие показатели в области защиты прав человека в целом и детей от сексуального насилия в частности. Парламент Сомали рассматривает законопроект, который, по мнению общественности, фактически узаконивает это ужасное преступление. Согласно закону, девочек смогут выдавать замуж уже в 11−12 лет, причем не спрашивая их согласия. Эти поправки станут огромным шагом назад, перечеркивающим много лет попыток защитить от насилия женщин в одной из самых консервативных и беднейших стран мира, утверждают активисты.

«Этот закон станет существенным поражением в борьбе против сексуального насилия как в Сомали, так и во всем мире», — говорит специальный представитель ООН по вопросам борьбы с сексуальным насилием Прамилла Паттен, добавив, что данные поправки к закону должны быть немедленно исключены из повестки дня.

По данным ООН, 45% жительниц Сомали выходят замуж до достижения 18-летнего возраста. В 2013 году страна согласилась внести в законодательство изменения, которые защитят девочек от насильственного замужества. Однако теперь парламент страны решил вернуться к традиционному варианту регулирования брачных союзов.

По мнению главы программы ООН по правам человека Мишель Башле, рассматриваемый вариант закона «легитимизирует вступление в брак детей», а также подает тревожный сигнал другим странам региона.

В самой Сомали тысячи людей также протестуют против изменений в законе, ставя подписи под петицией, предлагающей отказаться от поправок. Общественники обвиняют законодателей в попытке «украсть у детей детство, легализовав детские браки».

Насилие над женщинами типично для Сомали. Именно здесь девочек и женщин чаще всего подвергают обрезанию. Новый закон был отправлен на рассмотрение именно в тот момент, когда из-за пандемии коронавируса и последовавших карантинных мер женщины в Сомали стали все чаще подвергаться насилию в семье — как физическому, так и сексуальному. Об этом рассказывают представители общественных организаций со всех концов страны. Многие активисты связывают возникновение темы детских браков в политической повестке дня с тяжелой экономической ситуацией и закрытием школ из-за пандемии.

Россия-«мачеха»: почему растет число преступлений против несовершеннолетних

В июле 2018 года Госдума приняла в первом чтении законопроект, предполагающий, что срок от 15 до 20 лет или пожизненное заключение будет грозить за изнасилование или насильственные действия сексуального характера в отношении ребенка младше 14 лет, которые повлекли за собой тяжкие последствия или смерть потерпевшего (часть 5 статьи 131 и часть 5 статьи 132 УК, соответственно).

Вице-спикер Елена Яровая, инициатор законопроекта, опиралась на данные, свидетельствующие о том, что «в 2017 году 4245 несовершеннолетних пострадали от сексуального насилия, около 1800 детей в возрасте до 10 лет подверглись сексуальному насилию, что составляет более 40% от всех детей, потерпевших насильственные действия сексуального характера».

Более того, согласно статистике Следственного комитета РФ, зафиксирован рост сексуального насилия в отношении детей. В 2017 году СК возбуждено 7011 уголовных дел о насильственных преступлениях сексуальной направленности, при этом в 2016 году возбуждено 5835 уголовных дел по фактам совершения сексуального насилия, – отметила депутат.

Однако в редакции УК РФ от 24 августа 2020 года такое наказание предусматривается за рецидив преступлений. Впервые совершенное деяние карается лишением свободы на срок от 8 до 15 лет.

В то время как европейские страны ужесточают законодательство, регулирующее жестокое обращение с детьми, в России число несовершеннолетних, пострадавших от насилия, растет. В июле 2019 года парламент Франции принял закон «О школе доверия», который запрещает физически наказывать детей, унижать, ругать или издеваться над ними. Запрет на насилие в отношении несовершеннолетних дополнит статью 222-13 уголовного кодекса страны. Теперь за жестокость по отношению к детям французам грозит до пяти лет тюрьмы или штраф в размере до €75 тыс.

Что касается нашей страны, по данным Следственного комитета России, опубликованным в июне 2019 года, в 2018-м правоохранительные органы возбудили более 20,6 тыс. уголовных дел о преступлениях, совершенных в отношении лиц младше 18 лет. В суды были направлены около 10,4 тыс. дел. Большая часть из них связана с изнасилованиями. Рост числа пострадавших от насилия подростков отмечал 28 февраля 2019 года и президент России.

Как показывает статистика, в 2017 году число преступлений, совершенных подростками, уменьшилось на 3,8%, однако при этом в 2018 году возросло число преступлений в отношении несовершеннолетних на 5%, — заявлял Владимир Путин на расширенном заседании коллегии МВД.

Глава СК РФ Александр Бастрыкин связывает рост преступлений в отношении детей с декриминализацией домашнего насилия в 2017-м. В феврале этого года в России был принят закон, согласно которому нанесение побоев родственникам перестало быть уголовно наказуемым деянием. Его перевели в плоскость административных нарушений.

Года полтора назад был внесен, хотя мы были против, закон о домашнем насилии. Исключили, я так понял, эту тему из уголовного законодательства? Вот, мы уже пожинаем насилие, — отмечал Бастрыкин. — Удалось задушить уличную преступность против детей — преступники переместились в семьи, причем в приемные семьи.

Притом что некоторые политики неоднократно отрицательно высказывались об изменениях в статье 116 УК РФ, закон не был повторно вынесен на обсуждение.

Декриминализация побоев, за которую мы голосовали, — это чудовищная ошибка, которая случилась с нами. Если во всем мире предлагаются формы борьбы с домашним насилием в качестве закона, то мы одна из немногих стран, кто этот закон не принял, — отмечала в марте 2019 года зампред комитета по вопросам семьи, женщин и детей Госдумы Оксана Пушкина.

Совсем недавно, в 2020 году, Следственным комитетом России было завершено уголовное дело в отношении 33-летнего педофила.  В период с 2002 по 2010 годы мужчина совершал развратные и насильственные действия сексуального характера в отношении малолетних девочек и мальчиков, распространял фотографии порнографического содержания с участием несовершеннолетних. В ходе следствия было доказано 11 эпизодов противоправных действий обвиняемого в отношении семи потерпевших в возрасте от 5 до 17 лет. Обвиняемому грозит пожизненное лишение свободы.

США: оружие борьбы – открытость информации?

Соединенные Штаты показывают один из наиболее позитивных примеров борьбы с насилием в отношении несовершеннолетних. Иммиграционная и таможенная полиция (ICE) только с июля 2003 по август 2004 года арестовала около 4 тыс. подозреваемых и их сообщников. Под эгидой ICE существует международный проект «Операция „Хищник“» (англ. Operation Predator) для обеспечения безопасности детей от насильников, педофилов, торговцев людьми, секс-туристов и торговцев порнографией.

В США данные обо всех преступниках, когда-либо совершивших сексуальные преступления, являются общедоступными. Любой житель США имеет право узнать, живут ли такие преступники вблизи его дома или работы. На специальных сайтах штатов публикуются имена, фотографии и адреса лиц, ранее осужденных за изнасилование, совращение малолетних и другие преступления. 29 июня 2006 года начал работу Национальный публичный реестр сексуальных преступников — общеамериканская онлайн-база, где публикуются данные о лицах, совершивших сексуальные преступления.

Однако в этой развитой стране весьма обострена проблема перемещения педофилов в киберпространство, что связано с некоторыми несовершенствами в законодательстве. В сентябре 1996 года Конгресс США издал Акт о благопристойности коммуникаций (CDA), который запрещает распространение непристойных материалов среди несовершеннолетних посредством компьютера. Но в июле 1997 года Верховный суд на конституционной основе отклонил этот акт, посчитав, что CDA является нарушением свободы слова (Levy, 1997b). Популярнейший интернет-провайдер «Америка онлайн» (AOL) предпринял попытку оградить детей от компьютерных педофилов. Так, к примеру, для отслеживания подозрительных и непристойных диалогов в чатах, предназначенных только для детей, была поставлена специальная «охрана» (Trebilcock, 1997). К сожалению, эти старания оказались малоэффективными, так как личные сообщения все равно не просматривались. А сообразительные педофилы, прежде чем завязать знакомство, чаще всего ведут разговоры в приватном режиме. Таким образом, в отсутствие эффективного закона или необходимых процедур для сдерживания деятельности педофилов в киберпространстве ответственность за безопасность детей несут их родители.

Подводя итоги…

Можно с грустью констатировать факт, что проблема сексуального насилия над детьми не обошла стороной ни одно государство мира. Это тяжкое преступление усугубляется такими факторами, как замалчивание детьми насильственных действий против них, совершение насилия родственниками или друзьями семьи, слабо разработанный механизм борьбы с педофилами в киберпространстве, отсутствие универсального свода профилактических и превентивных мер по борьбе с угрозой. Однако открытость информации, сотрудничество межгосударственных (ООН) и национальных структур (правоохранительные, законодательные органы), проработка и принятие соответствующих законопроектов по защите детей, а главное – бдительность и правовая грамотность родителей и опекунов помогут обеспечить юному поколению более безопасное будущее.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц