Найти в Дзене
От Байкала до Амура...

Михаила Прокудина можно смело назвать сибирским Кулибиным

Оглавление

— Наших механизаторов постоянно отправляли в командировки. Как-то приехали на Зею Амурской области. Там были специалисты из ГДР, Китая. Увидев, как мы переоборудовали экскаватор Комацу, поставив туда отечественные двигатель и гидронасос, долго удивлялись.

«Ничего себе — русские до чего додумались! — говорили. — Мы считали, что профильные институты над этим работали!». Дарили нам сувениры, — рассказывает ветеран БАМа, наш сибирский Кулибин — Михаил Алексеевич Прокудин.

Пять классов за восемь

Мальчишку с детства тянуло к технике. Сначала появился мотоцикл, потом автомобиль. Учился ездить на студебеккере, американце, который поставляли Советскому Союзу по ленд-лизу. Окончил только семь классов. «Раньше пять классов шло за восемь». Дальше — курсы, но чаще до всего доходил сам.

— Призвание к технике, видимо, было, — улыбается Михаил Алексеевич. — Сейчас кому не скажи, не поверит, а мы же пассатижи сами делали из железяк, другие нужные инструменты, которых тогда просто не было. Учились все делать своими руками! Двигатели собирали, разбирали до болтика, до винтика. И управлять мог любой техникой!

Как-то на экзаменах самоучке-механику нужно было устранить неисправность двигателя. Михаил за 15 минут её устранил, завел двигатель и выдал нужные параметры! Экзаменаторы только руками развели — докопался до самого газораспределения!

На Усть-Илимской ГЭС

Жизнь теперь уже убеленного сединами ветерана была полна неожиданностей. Родился Михаил Алексеевич в Туркмении, срочную службу проходил в Венгрии. И первая специальность, которая приобрел ещё до армии, была киномеханик.

— Тогда гармонист и киномеханик были первыми парнями на деревне, — вспоминает он. — Два года работал в клубе. Тогда уже в Саратове жил.
Двигал культуру в массы. Тогда это так называлось.

После армии сначала приобрел специальность слесаря-монтажника-высотника, а потом крановщика. По комсомольской путёвке приехал на строительство Усть-Илимской ГЭС.

— С палаток начинали, — вспоминает ветеран. — Был секретарём комсомольской организации. Ездил на слёты передовиков. У меня в «Одноклассниках» есть альбом «Отсканированная молодость».

Посмотрела. Интересно! Столько всего нового узнала. Фотограф. Спортсмен. Слесарь-монтажник Управления строймеханизации Михаил Прокудин тогда даже писал статьи в местную газету. Столько интересных, теперь уже исторических снимков!

На БАМ

Спортсмен (Михаил занимался волейболом) как-то попал в больницу с воспалением легких, а там как раз на практике была молоденькая симпатичная врач. Присмотрелся. И решил, что вот она — судьба!

Потом уже супруга Михаила, позже известный врач Галина Владимировна, окончила медицинский институт, и Прокудины определялись, куда ехать на постоянное место жительства. Выбрали небольшой провинциальный город — Усть-Кут, где уже через год развернулась Большая стройка.

Михаил сначала работал докером в порту, а потом в «Ленабамстрое» ему поручили организовать базу металлоконструкций. Увидели опытного специалиста! Импортная техника тогда стала выходить из строя: её нужно было восстанавливать.

— БАМ это что для вас? — интересуюсь я.

— Большая стройка. Надо было где-то работать и зарабатывать. А на БАМе хорошо платили.

Михаил Алексеевич вспомнил о том, что в газете «Ленские вести» в 2009 году, когда праздновали 35-летие БАМа, уже выходила статья под названием «За туманом и за запахом тайги». Хранит эту публикацию до сих пор.

Михаил Прокудин награжден правительственной медалью «За строительство БАМа», Почетной грамотой от ЦК ВЛКСМ.

— Орден не доехал, — весело вспоминает он. — Как-то приехал из командировки, в Норильске был. А меня отправляют на съезд комсомола. Отказался. Поехал другой. Потом его Ленинскую премию в ресторане обмывали.

Михаил Алексеевич сильно не расстроился. А сейчас — ему есть что вспомнить, чем поделиться. Называл интересный факт: на Усть-Илимской ГЭС техника не работала при температуре минус 45 градусов, а люди — минус 50 градусов (были актированные дни), т.е. техника морозов не выдерживала, а строители трудились!

— 50 лет общего стажа, на БАМе — с 1980 года. Высококвалифицированный слесарь по импортной технике. Таких специалистов, как он, было мало, — говорит о ветеране председатель РОО «Ветераны строительства БАМ» Лариса Норина. — Такими людьми наша организация по праву гордится!

Подписывайтесь на канал "От Байкала до Амура"!

Не пропустите интересные публикации о строителях БАМа.

Переходите по ссылке здесь