Скоро, в издательстве «Ученик» https://books.icocnews.ru , выйдет книга Дагласа Джакоби «Когда Бог молчит». Эта книга отвечает на один из самых больных вопросов: Где Бог, когда мне так тяжело?
Публикуем некоторые части книги из приложения «Вопросы и ответы».
Вопрос: Объясните, пожалуйста, что значит «радоваться в страданиях»?
Ответ: Когда Павел пишет: «радуемся в страданиях» (Рим. 5:3, новый русский перевод), это не значит, что мы радуемся страданиям, но что радуемся во время страданий. Вспомните, как Павел и Сила радовались в тюрьме (см. Деян. 16). Определенно, мы радуемся, если страдаем, как Христос (см. Фил. 3:10–11). Это не мазохизм: «радуемся» не означает, что мы счастливы от того, что страдаем. Можно быть глубоко несчастным из-за жизненных обстоятельств и всё равно ликовать. Во Втором послании Коринфянам (12:10) Павел объясняет, что он «доволен» разными трудностями, но только потому что полагается на силу Христа, способную провести его через невзгоды. Опять же, он доволен несмотря на тяготы, а не тяготам.
Вопрос: Многие мои знакомые принимают обезболивающее. Если страдание так развивает характер и способствует жизни на кресте, значит, от лекарств нужно отказаться?
Ответ: Обезболивающие могут быть опасны, поэтому я считаю, что да, нужно быть осторожным. У многих есть побочный эффект. Некоторые вызывают зависимость. Господь приглашает нас разделить Его страдания (см. Фил. 3:10, Кол. 1:24), а если мы вообще не чувствуем боли, от этого один шаг до нечувствительности к боли других. Я знаю учеников Христа, которые принципиально не принимают лекарства, и уважаю их за это.
С другой стороны, нельзя полностью запретить обезболивающее. В Книге Притчей (31:6) говорится: «Дайте хмельное питье погибающим, вино тем, кто скорбит жестоко» (новый русский перевод). Обращаться к врачам и принимать лекарства не плохо; плохо, если вы не полагаетесь на Господа.
Я, наверное, воспользуюсь возможностью поделиться личным опытом использования обезболивающих. У меня были тяжелые времена, и я стал принимать сильные лекарства. Сначала мне казалось, что физическая боль — просто результат боли эмоциональной. Но врачи предположили, что причиной может быть межпозвоночная грыжа и мой высокий рост (у высоких людей проблемы со спиной возникают чаще). Я послушался их и начал принимать наркотические обезболивающие. Это было в 2009 году. Доза росла, и вскоре без трамадола я чувствовал себя ужасно. Потом мне дополнительно прописали пластырь фентанил и постепенно увеличивали его дозировку. Когда я рассказал об этом нашему брату-терапевту, он встревожился: «Это сильные лекарства, Даглас. Осторожнее». Я задумался о его словах и решил больше не увеличивать дозу. В течение года мне удалось отказаться от пластыря. А еще через пару лет я перестал принимать трамадол. Отказ шел постепенно, и это было нелегко.
Так вот, с 2009 по 2017 год я был на серьезных обезболивающих. Сейчас мне часто попадаются статьи об эпидемии опийной наркомании. Фентанил в 50 раз сильнее героина. И хотя я никогда не принимал легкие наркотики, даже марихуану, теперь я гораздо лучше понимаю, насколько сильной может быть зависимость. Мне проще представить себя наркоманом. Так легко «подсесть» на наркотики — и так сложно с них «слезть».
Лучше, если возможно, облегчать боль диетой и упражнениями. Кроме того, понимая, что причина многих болезней — нерешенные эмоциональные и духовные проблемы, мы должны понимать, что молитва, настоящая дружба, исповедь, поклонение, размышление над Словом и другие полезные для здоровья действия могут уменьшить (или полностью избавить нас) от ненужной физической боли.
Вопрос: Объясните, пожалуйста, что такое «долготерпение».
Ответ: Устаревшее слово, означающее «терпение, готовность переносить что-то долгое время». В нашей жизни, как я уже писал, терпение измеряется десятилетиями. Долготерпение — это не 20 минут, а 20 лет.