А может быть мы их переоцениваем.
Всех. Начиная от ближнего круга литовско-польских друзей и заканчивая их заокеанским боссом.
Ну ведь должна же в действиях умных людей быть какая-нибудь логика, направленная на оптимальное достижение поставленной цели. В белорусской революции никакой рациональной стратегией даже и не пахнет. От слова «совсем».
Заключительные 5 лет, прошедшие вслед за выборами 2015, в кругах европейского политбомонда Лукашенко уже не так охотно называли «последним диктатором» и даже выборочно приостановили часть санкций, самые старые из которых к тому времени уже насчитывали пару десятилетий.
В ответ батька тоже не остался неблагодарным. Это вообще черта белорусского президента – отрабатывать данные ему авансы. Когда-то, во второй половине 90-х, подобный финт усами он проделал с Россией, а в середине 2010-х принялся заигрывать с западными державами. Чего только не наговорил Лукашенко, обосновывая изменившуюся политику. В первую очередь, наезжая на восточных соседей.
Сахарные войны сменялись рыбными. За ними следовали яблочные и молочные битвы.
С завидным постоянством вспоминались углеводородные конфликты.
Очень кстати подоспел коронавирус, дав возможность Лукашенко критиковать русских за трусость перед лицом безобидной, по мнению белорусского руководителя, болезни.
И даже невесть зачем свалившиеся транзитом в Беларусь 33 богатыря-вагнеровца превратились в злокозненный умысел Кремля.
Короче, запутал своих сторонников батька настолько, что часть из них просто уже перестала слушать льющийся из каждого утюга бред о многовекторности.
Зачем было устраивать балаган с поддержкой сомнительных женсоветов, не имевших ни малейшего шанса даже в такой ситуации победить на выборах – вот актуальный вопрос. Ведь Лукашенко за пару визитов в Париж или Берлин, был готов ещё больше рассыпаться в комплиментах старой и новой Европе, а заодно и потихонечку торпедировать прежние русско-белорусские связи, надеясь заместить их более прибыльными контрактами.
Любому, кто хотя бы чуть-чуть знает местную традицию, абсолютно ясно – Лукашенко под напором силы не уйдёт. Это противоречит его натуре. А в критической для власти ситуации плечо подставит Россия. Она никогда не скрывала собственных интересов в столь чувствительном, по соображениям военной безопасности, регионе. И нападение на бессменного батьку, который хотя и делает зигзаги, но ещё не перешёл на откровенно антирусскую риторику, будет использовано в качестве нового пинка давно и прочно забуксовавшей двусторонней интеграции.
Теперь же, благодаря действиям прозападной незначительной электоральной группы, белорусско-российский вектор снова стал преобладать.
Так может быть мы их переоцениваем, раз усилия Польши, Литвы и, конечно, стоящего за ними США приводят к итогу, прямо противоположному от ожидаемого. Или процесс важнее результата, а оппозиционная движуха и красивая картинка замещают геополитическую победу над Россией.
В любом случае, господа и панове, необходимо сказать вам «спасибо». Так быстро объяснить упрямому Лукашенко, кто ему друг, а кто враг – это нужно уметь. Талант, как говорится, не пропьёшь. Он или есть, или его нет. У оппонентов нынешней белорусской власти определённые способности точно имеются.
И результат нас вполне устраивает – поближе к России и подальше от новомодных европейских ценностей.