Найти тему
От Байкала до Амура...

Первый поезд по мосту через Лену: 45 лет назад

Именно 23 сентября 1975 года по мосту через Лену был запущен первый поезд! Мост был построен в два раза быстрее планируемого срока. Ударными темпами!

В 1974 году Мостоотряд-5 развернул участок строительства первых трех опор железнодорожного моста через Лену.

Это событие до сих пор с гордостью вспоминают рабочие и инженерный состав Мостоотряда-5. Приятно, что своими воспоминаниями и впечатлениями с каналом «От Байкала до Амура» поделились ветераны БАМа Александр Зяблицев и Александр Антонов, бывшие главный инженер Мостоотряда-5 и его заместитель.

«БАМ начинается с Тайшета» - говорили на Западном участке

Современный БАМ «берет начало» с мая 1974 г., когда в СССР Генеральным секретарем ЦК КПСС Л. Брежневым было официально объявлено о начале широкомасштабного строительства железнодорожной линии от станции Лена до станции Тында и, далее, от Тынды до Комсомольска-на-Амуре.

В июле 1974 г. было принято Постановление ЦК КПСС и Правительства № 561 «О строительстве БАМ», после чего развернулись строительные работы на всем протяжении от Лены до Амура (до Байкала надо было еще пройти 350 км).

К тому времени железнодорожные участки Тайшет – Лена, на западе, и Комсомольск-на-Амуре – Совгавань, на востоке, были построены и эксплуатировались. Именно участок Лена – Комсомольск-на-Амуре составлял современный БАМ, о строительстве которого и говорилось в Постановлении № 561.

Железнодорожный мост через Лену включен в план

Основная база Мостоотряда-5, который передислоцировался из Казахстана после завершения строительства мостов на железной дороге Актогай - Госграница с Китайской народной республикой, находилась в Абакане. Она же являлась основой строительства мостов на линии Абакан - Тайшет (через Енисей, через Минусинскую протоку Енисея и других) и, в дальнейшем, возведению мостов в Хакасии и Туве.

Железнодорожный мост через Лену по титулу «БАМ» в планы треста Мостострой-2, подразделением которого Мостоотряд-5 и являлся, был включен с 1972 года. В это время на юге Байкала завершались работы по строительству мостов на автодороге Иркутск - Чита – Хабаровск.

До 1973 года Байкальскими участками в разное время руководили Вячеслав Киндалов, Владимир Сушкевич, Владимир Макаров. Там же, с 1972г., начинал в Мостоотряде №5 свою трудовую деятельность Василий Мыкало, а с 1973г.- Александр Антонов.

Илимским участком руководил Виктор Шарыпов. Работы по забивке шпунта на первой очереди реконструкции Осетровского речпорта (Центральный грузовой район) в Усть-Куте возглавлял Виктор Кострицкий.

«Санный поезд» для обустройства

А в зиму 1973 -1974 г.г. велись работы по обустройству Мостоотряда-5 на новой стройке - объекте Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. Передислокация была поручена начальнику одного из Байкальских участков Владимиру Сушкевичу с поддержкой Виктора Шарыпова (Илимский участок) и Виктора Кострицкого (Осетровский участок).

Поздней осенью – зимой 1973-1974 г.г. к створу будущего железнодорожного моста через Лену под руководством мастера Василия Мыкало пробивался «санный поезд» для обустройства нового участка строительства.

С начала 1974г. участки строительства моста через Лену и сооружения поселка мостостроителей возглавили Вячеслав Киндалов и Иван Титаренко.

В марте на станцию Лена начала поступать техника, детали сборных жилых домов и общежитий, началась работа на строительном участке. Забивку свай под ростверк опоры №1 будущего моста начали в апреле 1974 г., начали забивку шпунта под монолитный бетонный фундамент опоры №2. С мая 1974 г. бригаду возглавил Александр Шестак. Одновременно с опорами моста №1 и №2 строился и поселок. Шпунт под монолитный бетонный фундамент опоры №3 начали бить летом.

Передислокация строительной организации

Передислокация строительной организации является делом трудоемким. В отношении формирования трудового коллектива Павлом Козловичем проводилась кропотливая работа, особенно в условиях сжатых сроков строительства «барьерного» моста.

Рабочие и некоторые инженерно-технические работники (ИТР – так называли в то время специалистов) по нескольку раз выезжали на БАМ в командировку или на вахту. Так в то время и стала называться нарождающаяся в транспортном строительстве схема организации работ.
В течение 1974 года – года становления БАМовского «костяка» - формировался новый Мостоотряд, основу коллектива которого и составили работники как вновь прибывающие, так и «Абаканский призыв».

В октябре 1974 г. вышел приказ Минтрансстроя № 202 от 09.10.1974 г. об организации в IV квартале треста Мостострой-9, с местонахождением в п. Якурим Усть - Кутского района Иркутской области, для строительства мостов Западного участка БАМ и второго пути Тайшет-Лена.

Во главе с управляющим Рассказовым Иваном Даниловичем (главный инженер- Шмидт Валерий Иосифович) началось развитие нового треста. В ноябре 1974 г. сформированы Мостоотряд № 44 во главе с Борисом Рониным и Мостоотряд № 45 во главе с Валерием Майдановым, которые начали организовывать участки строительства опор № 4 и № 5 соответственно. Мостоотряд № 5 продолжал строительство опор №№ 1,2,3 и строительство поселка мостостроителей.

Строительство опор моста через Лену завершили весной 1975 г., а рабочий поезд по мосту прошел уже в августе 1975 г. – тем самым строительно-монтажному поезду № 288 генподрядного треста Ангарстрой был обеспечен пропуск укладки пути БАМ на 40-километровом участке первого, сдаточного перегона Лена-Таюра.

В фондах Усть-Кутского исторического музея хранится макет железнодорожного моста, который был подарен Сергеем Александровичем Малишевским в 2019 году.

Спасибо Красноярскому отделению ОРОО "Бамовское содружество" за интерес к каналу. Будем сотрудничать!

Канал «От Байкала до Амура» расширяет свои границы.

Присоединяйтесь!