Найти тему
Алла Викторовна

Земфира в "Севкабеле": о концерте в Санкт-Петербурге

фото из открытого источника
фото из открытого источника

Певица Земфира занимает особое положение на нашей эстраде. Её величают не больше, не меньше - "королевой русского рока". Ох уж эти короли, королевы и золотые голоса.... Но Земфира, безусловно, явление яркое, творческое, и поэтому ее не такие уж частые живые концерты на публике всегда привлекают внимание.

Когда она только появилась в конце 1990-х годов, то очень быстро приобрела бешеную популярность, песни с первых альбомов мгновенно становились хитами и звучали буквально "из каждого утюга". Причем это была вовсе не "сладкопевная попса", песни вполне серьезные, и тексты, и музыка резко выделялись на фоне общего примитива, который щедро лился тогда в наши уши (и продолжает литься сейчас).

Можно спорить о том, насколько творчество Земфиры можно отнести к року, но то, что это не попса, очевидно. Для меня это вне всякого сомнения "русский рок" - скрещение традиций нашей родной бардовской песни и пришедшего с Запада рока.

Концерт, состоявшийся в Санкт-Петербурге 6 сентября 2020, на фестивале "Стереолето", был долгожданным для публики, так как Земфира вообще приезжает в Петербург нечасто, а в этом году все выступления музыкальных групп долго были под запретом из-за пандемии. Поэтому, как только массовые мероприятия на открытом воздухе были разрешены, народ рванул на концерты, соскучившись по живому звучанию.

Я не принадлежу к фанатам Земфиры и не могу сказать, что пристально следила за ее творчеством с тех пор, как она так ярко и неожиданно ворвалась на нашу рок-сцену. Но ее песни раннего периода почти все помню и люблю. Более поздние прослушивала эпизодически, для общего развития, но особого впечатления они на меня не производили.

А на этом концерте звучало уже в основном позднее творчество. Из "старых хитов" были только "ПММЛ", "Почему?", "Хочешь?", "Искала". Остальное - композиции из поздних альбомов, в том числе совсем нового, который только готовится к выходу.

Что можно сказать? С точки зрения музыки для меня звучит простовато. За последние годы я привыкла слушать гораздо более заковыристую музыку с бОльшим разнообразием инструментов и звучаний. У Земфиры два гитариста, клавишник и барабаны. Стандартно. То, что в конце 90-х - начале нулевых воспринималось как откровение, теперь уже конечно таковым не является. Но музыкальная насыщенность никогда не была сильной стороной "русского рока", тут все внимание обычно приковано к текстам (поэтому я и говорю о родстве русского рока с бардовской, авторской песней).

Что касается текстов - они тоже, конечно, далеки от шедевральности. Я прекрасно понимаю, что не стоит мерить песенные текстами мерками высокой поэзии, но все же иногда цепляют очевидные нескладности, как например (из старенького):

"Пожалуйста, не умирай, или мне придется тоже....
Ты конечно сразу в рай, а я не думаю что тоже...

Но это мелочи, придирки. На самом деле в таких песнях главное не литературная изысканность, и даже не музыкальность - главное, это создаваемые образы и энергетика.

Но тут мы видим, что создаваемые образы - насквозь депрессивные. Если в ранних песнях это еще можно было объяснить юношеским максимализмом и чувством неопределенности в жизни ( что как раз и было характерно для этого поколения),то как воспринимать такие вещи у зрелой певицы?

"Я ни черта не хочу, Жужа,
Я словно высохшая лужа"

И еще:

Внутри меня случился маленький бардак
Я поднимаю руки там на маяке
Не осуждай меня, скажи мне - как же так?
Сегодня утром тело найдено в реке

И еще:

Без шансов! Без вариантов!...
Ты идешь ко дну,
Ты уже на дне, жалкий человек!

Почти в каждой песне транслируется эта депрессивность. В этом конечно что-то есть. Если кому-то хочется плыть по волнам чьей-то депрессии, пытаясь то ли изжить свою, то ли усилить ее, доведя до логического конца - то почему бы и нет... либо слушать так, чтобы не вникать особенно.

Жить в твоей голове и любить тебя неоправданно, отчаянно
жить в твоей голове и убить тебя неосознанно, нечаянно

У живых концертов есть своя особая энергетика, которая сильно сглаживается, если слушаешь это в записи. Особенно, если слушаешь "студийку" - там это просто абстракция. Но в живом концерте все вылезает наружу. У концертов Земфиры несомненно есть сильная энергетика, но вот позитивная ли?

Конечно, для большинства людей, собравшихся на этот концерт, всё не было так уж ощутимо печально. Просто большая часть публики имеет души, "одетые в пиджаки", по выражению Высоцкого. Не проникает особо не в смыслы музыки, ни текстов. Не вслушивается, не анализирует. Ну а вдруг кто-то примет такое слишком близко к сердцу?

Не ходите на концерты Земфиры, если у вас больное сердце.

Уважаемые читатели! Если вам понравилась публикация, поддержите автора лайками, оставляйте комментарии и подписывайтесь на канал. Мы говорим об актуальных событиях, музыке, фигурном катании и многом другом.