Культовый художник ХХ века, Йозеф Бойс (1921-1986), относился к тому поколению надломненных мальчишек, кого в принудительном порядке заставили вступить в гитлерюгенд (с детства он мечтал быть медиком, увлеченно изучал труды по биологии, зоологии, а также по искусству и философии). С приходом к власти в Германии национал-социалистической партии мальчик болезненно воспринимает публичное сожжение его так горячо любимых книг и спасает из костра "Систему природы" Карла Линнея. Во время войны он становится летчиком люфтваффе.
На этом заканчивается реальность и начинается бойсевское мифотворчество - ЧУДЕСНАЯ МЕТАМОРФОЗА, произошедшая с ним в марте 1944 года, когда советский истребитель сбил его самолет над Крымом. По словам самого Бойса, его спасли кочевые татары, которые обмазали его тело жиром и завернули в войлок для сохранения тепла, и, очнувшись несколько дней спустя, он ощутил вкус меда во рту, которым его кормили.
Реальна эта история или нет - совсем не важно (на самом деле упал Бойс около еврейского колхоза, татар в той местности не было уже давно, лечился в госпитале, что подтверждают документы). БОЙС СОЗДАЕТ ЛИЧНУЮ МИФОЛОГИЮ и таким образом легитимирует себя как художник, очищаясь от предшествующего опыта. Именно в этот момент он приходит к решению ИСЦЕЛЯТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО с "кистью" в руке. Из войлочного кокона, пройдя обряд инициации, перерождения, родился Бойс-художник.
После войны Бойс в поисках новых художественных форм обращается к скульптуре / инсталляции. Данный вид искусства выбран им не случайно, ведь скульптура по сути своей — языческий идол, тотем, которому поклоняются и который транслирует идеи.
Бойс использует НЕТРАДИЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ, обладающие специфическим запахом, органические, ассоциативно теплые, спасшие его самого: ВОЙЛОК, ЖИР, МЕД. Художник концептуализирует особые свойства этих веществ.
Так, ЖИВОТНЫЙ ЖИР (очень неудобное для высекания сырье, которое можно только переплавить или лепить при определенной температуре) есть метафора той плавности и осторожности, с которой должны происходить изменения в обществе.
ВОЙЛОК, обладающий тепло и звукоизоляционными свойствами, есть синоним защиты - сохраняет тепло не только тела, но и духа ("Войлочный костюм").
В 60-х Йозеф Бойс примыкает к "Флюксусу" - международному движению, целью которого было стереть границы между жизнью и искусством. Оттуда Бойс взял идею перформанса, возведя ее в новую степень - ШАМАНСКОГО РИТУАЛА.
Например, перформанс "Как объяснять картины мертвому зайцу" (1965). Зрители смотрели на то, как Бойс нашептывает что-то тушке зайца. Лицо художника было покрыто медом и золотой фольгой. Для Бойса заяц был символом перерождения, мед - метафорой человеческого мышления, а золото - мудростью и просветлением.
К слову о мертвом зайце. Он стал ПОСТОЯННЫМ СПУТНИКОМ БОЙСА, его тотемом-проводником.
Или, желая встретиться с истинным хозяином Америки, Бойс создает перформанс "Койот. Я люблю Америку, и Америка любит меня" (1974). Художника, завернутого в войлок, прямо из аэропорта доставили в нью-йоркскую галерею, где его ожидал живой койот, а по окончании встречи отвезли таким же образом обратно. Три дня Бойс провел в клетке с койотом, который в итоге приручился как домашний пес, чему способствовал опыт работы художника в цирке.
Диалог Бойса с койотом - это про конфликт природы и цивилизации, североамериканских индейцев и белого европейского завоевателя, история угнетения и властвования. Бойс возвращает время к моменту разрыва, пытаясь если не излечить, то диагностировать болезнь.
"Когда люди спрашивают меня, являюсь ли я художником, я отвечаю: оставьте эти глупости! Я не художник. Точнее, я художник в той же степени, в какой является художником каждый человек, не больше и не меньше" - фраза, которую можно назвать девизом его социальной акции: проект "7000 дубов", начатый в 1982 году на выставке Documenta 7 в Касселе. Бойс свалил кучу из 7 тысяч каменных блоков на улице города. Убрать ее, по задумке автора, можно было только одним единственным образом - посадить столько же дубов через всю Европу, от Германии до России, сопровождая каждое дерево плитой. Акция была закончена только через пять лет, уже после смерти автора и живет по сей день.
Бойс не придумал чудодейственную пилюлю для излечения мира, но диагностировал болезнь, а верная диагностика - первый шаг к исцелению.
Скриншоты stories из моего блога в инстаграмм