Различные цели перед собой человек ставит каждый день на протяжении всей жизни: завести будильник на утро, приготовить обед, спланировать покупки или отдых, закончить ВУЗ, построить карьеру, сменить место жительства, создать семью и т.д.
Навык постановки цели, составления плана её достижения и отслеживания результата начинает формироваться у ребенка, начиная с 3-х лет. Именно в период возрастного кризиса он осознанно начинает принимать решения о том, что ОН хочет и КАК будет достигать желаемого, заявляя родителю «Я сам!».
Родители могут помогать ребенку тренировать навык постановки и контроля цели каждый день при условии предоставления ему достаточного уровня самостоятельности. В зависимости от возраста и возможностей ребенка необходимо найти адекватные для него варианты развития этого навыка через постановку разных игровых, бытовых и учебных задач.
Предлагаем вам варианты, как можно помочь ребенку научиться этому навыку.
Во время игры:
- следовать правилам игры,
- создать собственные правила к игре или даже саму игру,
- принять проигрыш и понять его причину,
- искать путь, как улучшить результат своей игры, развить нужные навыки в игре, подготовиться к новой партии/кону,
- следить за временем игры - уметь вовремя остановиться.
В повседневной жизни:
- соблюдать режим дня (его необходимо создать совместно с ребенком),
- помогать взрослым вести домашнее хозяйство (совместно с детьми распределить обязанности на общих территориях в доме - помощь на кухне в сервировке стола, приготовлении еды, в уборке, в «ремонте» и т.д.),
- обозначить зоны ответственности ребенка за его собственную территорию – застелить кровать, убрать игрушки, навести порядок во всей комнате или на рабочем столе и т.д.,
- сохранять порядок в гардеробе: отделить грязные вещи от чистых, складывать вещи в шкаф аккуратно, убрать не сезонные вещи и т.д.,
- самостоятельно собирать школьный рюкзак, самостоятельно выбирать одежду для выхода из дома и т.д.
Во время любого обучения:
- оценить собственные силы и необходимое время для выполнения задания,
- составить план выполнения задания: начать с простого или сложного; интересного или скучного,
- определить цель внутри каждого задания и пути её достижения,
- искать недостающую информацию среди доступных источников,
- проверить результат на наличие возможных ошибок и исправить их при необходимости,
- обратиться за помощью при значительных затруднениях в выполнении задания к родителю, учителю, однокласснику и т.д.