Кто такие кочевники
В последнее время всё чаще можно слышать заявления о том, что скифы были азиатскими кочевниками, оставившими после себя удивительные произведения искусства, известные как «скифское золото».
В связи с этим всегда вызывало недоумение знак равенства между словами азиат – кочевник – скиф. Казалось, что это лишь политические амбиции, потому что золото скифов не даёт никому покоя и поэтому все хотят доказать своё родство, чтобы заиметь права на находки.
Но после опубликования статьи: «Почему скрывают, что славяне – это и есть скифы», из комментариев стало видно, что многие просто не понимают понятия КОЧЕВНИК. Уж не знаю с чем это связано... Отсутствием логики и воображения или безумным желанием изменить прошлое ?
Так или иначе, но некоторые гневные авторы на полном серьёзе считают, что кочевник – это степной развитый наездник, а славянин – дикий лесной житель. Один товарищ так и написал: « Вы, славе, в лесах жили и о лошадях понятия не имели».
Видимо, оседлость он представляет так: живёт русский мужик в норе или берлоге медвежьей, собирает грибы и ягоды, тем и питается. Землю не пашет... Соответственно и избу срубить не может. Строительный лес, как минимум, привезти нужно на чём-то.
Совсем другое дело кочевой люд. Он и стада перегоняет с пастбища на пастбище и в домах, видимо, живёт, производя необходимые блага цивилизации...
Налицо вопиющая подмена понятий. И сдается мне, намеренная.
Меньше всего хотелось бы разжигания межнациональной розни, но, как говорил Сократ: «Платон мне друг, а истина дороже».
Поэтому стоит вспомнить, что есть кочевание, как на самом деле жили и живут кочевые народы и кто к ним относится.
Наиболее ярко о кочевом образе жизни повествует «Новейшая всеобщая география» за 1809 г. На тот момент вся территория Евразии, кроме западных европейских стран называлась Тартарией. Кочевые народы жили преимущественно в Независимой Тартарии. К ним относили Узбекистан, Туркистан, Тибет, Бутан, Земли Елютов.
«Народы, живущие в Независимой Тартарии вообще сильны и велики. Лицо у них широкое, нос плоский, глаза маленькие и чёрные, борода редкая. Большая часть из них ведут жизнь кочующую. В свои странствия они отправляются весной. Сколько же скоро найдут выгодное место, то останавливаются и живут до тех пор пока есть трава и корм. Денег у них мало, за исключением тех, что они получают от своих соседей: русских, персов или турок - в обмен на скот; на эти деньги они покупают сукно, шелк, ткани и разную одежду для своих женщин. Они избегают всякого труда, почитая его за величайшее рабство; их единственное занятие - пасти скот, охотиться и управлять своими лошадьми. Если они злятся на человека, они желают ему, чтобы он жил в одном и том же месте и работал, как русский».
Следует отметить, что данная цитата взята из географии на английском языке. В русском варианте выделенная фраза отсутствует. Русские люди никогда не обижали малые народности, даже если это было и правда.
Кроме перечисленных племен, вплоть до 20 века кочевали башкиры и удмурты. Об этом повествует уже энциклопедический словарь «Гранат».
На основе даже этих сообщений можно представить себе как на самом деле жили кочующие племена. Разумеется, их образ жизни не имеет ничего общего с кочеванием как способом разведения скота, пастбищным скотоводством.
И уж тем более кочующие племена не имеют никакого отношения к богатейшим скифским курганам. Достаточно перечислить разнообразие многочисленных находок, среди которых:
1. Принадлежности вооружения: шлемы, кольчуги, щиты, мечи, копья, дротики, кинжалы, стрелы;
2. Вещи домашнего быта: глиняные, железные и бронзовые сосуды, кубки, замки, ключи, ножи, гребёнки, иглы, гвозди, пряслицы, удила, стремена, серпы и три вида зёрен.
3. Одежда: холст, шерстяные и шёлковые ткани, серьги, ожерелья, подвески, кольца, бляхи, серьги, кольца, застёжки, пряжки, булавки.
Все вещи выполнены с большим мастерством и украшены золотом и серебром. На вазах и кубках изображены животные и птицы. Это так называемый звериный стиль, который был распространен на всей территории Руси. Подобное сплетение в орнаментах встречаем и в древнейших скифских произведениях. Не вызывает никакого сомнения, что древнерусский и скифский стили – суть одно и то же.
Чего стоят одни только золотые украшения для конской сбруи, чтобы все сомнения ушли напрочь. Разве мог бы кочевник создать нечто подобное? Нет, конечно.
Происхождение понятия "скиф"
И собственно о самом слове СКИФ. Все источники ссылаются на Геродота и потому путь заимствования проделывают с греческого языка на русский. В этом случае греческое Σκύθες действительно читается через «Ф». Но ипсилон «υ» через латинский вариант произносят как «У», а фиту «Θ» как «Т» Следовательно, у нас уже четыре варианта: СКИТ, СКУТ, СКУФ, СКИФ.
Но в греческом есть ещё слово Σκούφοι – скуфи – шапочка. На скифских пластинах мы видим такой головной убор на головах. Это значение также не следует сбрасывать со счетов.
Если же идти другим путём и переводить наоборот: с русского на греческий, то тогда русское слово СКИТ – жилище, построенное в уединённом месте, однозначно по правилам греческого языка будет произноситься скиΘес – скиф.
Учитывая, что в те времена Северный океан назывался в западных источниках Скифским, скорее всего, скитами называли не наездников, а тех людей, которые селились в необжитых местах и ставили скит, на месте которого позже строили город. Но в скандинавских преданиях Россия называлась Гардарикой - страной городов. Город- град на реке.
Особенно много таких скитов было именно на Чудском севере. Впоследствии от этого слова произошло понятие «скиталец» - человек без постоянного жилья. А скитом уже называли только жилище монахов.
И как обычно бывает с переводами, его отождествили впоследствии с кочевником. А дальше фантазиям не было предела и многие решили, что огромная страна, которую назвали Скифией, принадлежала диким азиатам-наездникам....
Статьи со схожей тематикой: