В Иркутске и Улан-Удэ снова всплыл негатив по поводу того, что в эти города приходят трамваи из Москвы. Такую реакцию можно было наблюдать ещё в 2016 и 2018 гг. Спустя два года крики снова набирают обороты. Автор блога «Иркутский электротранспорт» рассказывает, почему в поставках б/у вагонов нет ничего страшного.
Сразу оговоримся, что наша позиция такова: лучший вариант обновления парка — покупка новых вагонов. Но если у муниципалитета нет денег, то и получение бесплатных вагонов может помочь решить проблему устаревания парка.
В начале 2020 года правительство Москвы одобрило запросы Иркутска, Улан-Удэ, Усолья-Сибирского и нескольких других городов на передачу им вагонов 71-619А 2007—2009 гг. выпуска.
Ранее, в 2016 году, Москва бесплатно отдала в Иркутск 10 вагонов 71-608КМ 1994—1999 гг. выпуска; в 2018 году — 10 вагонов 71-619КТ 2004—2006 гг. выпуска в Иркутск и четыре вагона 1998, 2005—2006 гг. выпуска — в Усолье-Сибирское.
До передачи «москвичей» иркутский парк на 88 % состоял из морально устаревших 32-летних вагонов 71-605, которые выработали все разумные сроки эксплуатации.
Для справки: нормативный срок службы вагона до капитально-восстановительного ремонта — 16 лет. С учётом КВР, он может успешно эксплуатироваться 30 лет. Дальше идёт полная амортизация и, в идеале, списание.
После обновления б/у вагонами доля старичков снизилась до 56 %, хотя к этой группе вплотную приблизились вагоны 608КМ. Сейчас, когда придут 71-619А, будут списаны несколько 71-605 и их доля в общем парке снизится до 46 %.
Помимо того что парк относительно омоложивается, приход вагонов позитивно влияет и на выпуск трамваев на линию. Интервалы на маршрутах 1, 3, 4 снизились с восьми до пяти-шести минут.
О финансовом обосновании такого обновления
В Улан-Удэ в прошлом году пришло 15 новейших вагонов 71-911ЕМ «Львёнок». Стоимость одного такого вагона на сегодняшний день составляет 45 млн рублей. Чтобы купить 10 вагонов, нужно 450 млн.
Москва отдаёт вагоны бесплатно, муниципалитет тратит деньги только на перевозку. Конкретно Иркутск планирует потратить около 5.5 млн рублей.
На данный момент, когда состояние путей в Иркутске весьма неудовлетворительное, кажется разумным привезти к нам хоть и бывшие в употреблении, но всё же целые и свежие вагоны, а основную часть денег потратить на капитальный ремонт путей. В Улан-Удэ с этим дела обстоят получше: там основную часть путей отремонтировали в 2017—2020 гг., но и здесь имеются «убитые» участки.
- Многие из тех, кто возмущаются поставками б/у вагонов, ездят на машинах, купленных с рук, то есть тоже б/у.
- Более 70 % парка частных автобусов в Улан-Удэ и Иркутске — это б/у автобусы из Кореи и Китая. Их состояние во много раз хуже, чем у трамваев из Москвы.
- Передача вагонов между городами — это стандартная практика во всем мире.
Возьмем Иркутск. Первые 10 вагонов пришли к открытию движения из Самары в 1947 году. В 1949—1950 гг. появились несколько вагонов из Ленинграда. В 1967 году Иркутск подарил несколько вагонов Усолью, а два года спустя четыре РВЗ-6 город отправил во Владивосток. В 1972 году в Новокузнецк от нас ушли «Татры».
Из Москвы вагоны получали Нижний Новгород, Новокузнецк, Омск, Томск, Новочеркасск, Кемерово, Прокопьевск, Осинники, Смоленск и многие, многие другие города.
Какой вывод?
Поставка б/у техники — вынужденная мера, актуальная до тех пор, пока в городах не будет подходящей инфраструктуры и не появятся деньги на новые вагоны и их эксплуатацию. Вагоны из Москвы могут спокойно отработать ещё около 20 лет.
Улан-Удэ уже получил три вагона, в пути ещё семь. Наши приедут примерно в октябре. Ждём их и готовимся к их успешной работе.
Подписывайтесь на «Иркутский электротранспорт» «ВКонтакте»
Этот материал — один из блогов «Верблюда в огне». Вы тоже можете завести блог — как это сделать, читайте здесь.