Это монолог про то, как и на что происходят поборы в образовательных учреждениях, нужны ли они? И если все хотят, чтобы их дети учились и воспитывались в лучших условиях, то в чем проблема?
Это не рассказ в стиле «Вот они козлы на дорогих тачках, а мы молодцы по закону!», нет. Только субъективное мнение с примерами из жизни и конструктивной критикой устоявшейся системы. И юмор для разбавки :)
Начну с детского сада. Дочка пошла в сад впервые поздно, в 5 лет. Чисто по-собственному желанию. Я помню, как ходила посмотреть на группы с 3-летними малышами. Пришла, а там часть детей начали кричать «мама, мама», надеялись, что за ними родители пришли. Страшно, как будто в мини-детдом попала. Сидят отрешенные. Но это так.. Размышления в письме.
Несмотря на поздний заход в образовательную систему, мы успели сменить 3 детских сада до 7 лет. Первый был небольшой в сельской местности, там Вера веселилась все летние месяцы и относилась к детскому саду, как к отпуску от родителей. Затем два детских сада в городе-миллионнике.
Первое, что меня напрягло в городе, это недоступность посмотреть сад. То есть я вслепую подаю документы в ДОУ и жду, пока мне перезвонят хотя бы из одного. Не зная, как выглядят сады внутри. Не представляя, какой сад лучше из всех выбранных. А ведь если откажусь от предоставленного сада, как мне сказали, смогу подать документы через систему только через год! О_о Окей.
Звонят, приглашают придти в сад. Я иду подавать документы и прошу показать мне учреждение и группу. На что получаю ответ: «Вы заполните документы, и я вам всё покажу!». В итоге выясняется, что в группе одна комната, в которой и спят, и едят, и слышно как в тихий час посуду моют, причем воспитатель требует всем спать, а сама говорит на всю комнату обычным тоном. Шок. Ладно, всё бывает. В процессе узнаю, что нас перевели в другую группу. Отлично.
И началось.
Добавил кто-то из родительского комитета в группу в Вайбере, и я сразу вспомнила все шутки про родительские чаты, которые только можно.
Что ж, больше всего я офигела от «скидываемся по 1000 рублей на новый пылесос в группу». Извини, уважаемый читатель, не поверишь, но у меня нет пылесоса. А они хотят купить за 25к только в одну группу? О_о
— В игнор этот бред, — решила я.
Через какое-то время ребенок начал бояться идти в сад, потому что воспитатель ни раз кричала на детей, в том числе при мне. Как-то сложилось, что я перешла на удаленку, забрала ребенка из сада, и мы полгода провели дома и в деревне. Когда забирала документы, узнала, что родители теперь и на охрану сдают.
Со вторым садом пронесло и не пронесло одновременно. Сад и воспитатели были отличные, группы просторные, с двумя комнатами. Но походили мы в него месяц, а потом всё закрыли на коронавирус. Знаю, что там тоже кто-то сдавал на охрану, а потом видела скрины с просьбой купить чистящие средства, губки и так далее. Странно, но ладно.
И так подходим к кульминации. Школа.
Что я могу сказать про поборы и учебный процесс в обычной школе города-миллионника...
За 3 недели ребенок не научился ничему новому. За то меня уже попросили сдать 1000 рублей в фонд класса, сдать 75 рублей за шарик на первое сентября, предложили сложиться на тетради, которые в итоге решили не покупать. Возможно из-за того, что родители подловили, что родкомитет хочет их закупать не в самом дешевом месте. Один урок навязывали ребенку поход в дом страхов за 700 рублей, и на той же неделе 3 урока отдали на то, чтобы всем сфотографироваться на общий альбом, за который тоже позже попросят столько же.
Не поймите меня неправильно. Я не против вкладывать в образование ребенка. Но проблема данной системы в том, что она не целостна.
Иными словами, ни в одном образовательном учреждении я не знала представителя родительского комитета в лицо. Кто это, какая у неё цель, что она хочет, кроме моих денег и так далее.
На мой взгляд родительский комитет создавался изначально для того, чтобы упростить коммуникацию учителей с родителями. Чтобы не учитель каждому писал про домашку, чтобы не учитель предлагал что-то сделать и ждал от всех ответа и т.д. Чтобы представители родительского комитета проверяли необходимость тех или иных вложений, а затем уже предлагали «собрать с мира по нитке».
В итоге как это выглядит и происходит сейчас.
Вас добавляют в общий чат, куда скидывают домашку и прочее. И вот это «прочее» может быть чем угодно. Честно. Классный руководитель попросил скинуть страховой полис и страховое свидетельство — кидаем в общий чат фотками и цифрами. Вы серьезно? О_о
Даже ни одного вопроса в стиле «А зачем?». А по поводу того, как родители волнуются о том, нравится ли их ребенок классному руководителю, расскажу в другой статье.
Вас добавляют в общий чат, если вы долго молчите и проявляете инициативу только в стиле «Почему бутылки на благотворительность надо передавать через классного руководителя, а не просто скидывать в общую урну у школы, что за соревнование?» — ждите, скоро вам напишет представитель родительского комитета.
Сначала неизвестный спросит у вас, являетесь ли вы родителем такого-то ребенка. А следующим вопросом будет: «Вы 1000 рублей в фонд класса сдавать будете?»
Вот у меня вопрос. Ты меня не знаешь, я тебя не знаю. Ко мне подойдёт незнакомый человек на улице и спросит: «Дашь косарь на благо?» Я что по-вашему отвечу?)
Мне не объяснили зачем. А на что потратят эти деньги, я знаю лишь из общего чата. На воду и мини-закупки для учителя, которые, внимание, подтверждают товарным чеком, не кассовым.
Я спросила у ребенка, пьёт ли она воду в классе, несмотря на то, что у неё всегда с собой вода в бутылке. Она сказала нет, потому что нужно приходить со своим стаканчиком. Что ж, теперь когда по 2 дня нет воды в классе, она делится ею с другими, разливая по их стаканчикам.
Я честно отдала за шарик на 1 сентября, хотя «не поняла», почему он стоит на 10 рублей по товарному чеку дороже. В фонд класса категорически сдавать не вижу смысла и на охрану по 100 рублей в месяц тоже. Это незаконно по двум причинам. Все деньги передаются на руки классному руководителю через родительский комитет. По закону любая меценатская помощь должна переводится на реквизиты школы с пометкой о добровольном пожертвовании.
Мне никто не объяснил за какую такую охрану допом собирается как минимум по 2 500 в месяц с класса. У нас в школе 4 первых класса. То есть 10 000 рублей только с первых классов, а как писали мамочки, у которых ни один ребенок в этой школе, собирают и даже с четвёртых классов.
Может в охранники пойти? Если за открытие, закрытие ворот и сидение у входа 50-летнему дяде платят столько, сколько сдают родители совокупно, я хочу быть этим дядей! *_*
А больше я никого с надписью «Охрана» на форме не видела. Ну бабушка какая-то летом его замещала. Ох уж это неравенство полов.
Думаю, мой дорогой читатель, и без меня знает, что на охрану и закупку всех учебников и прописей деньги должны быть заранее заложены в бюджете школы. Так что останавливаться на отсылках к законам подробно не буду.
Так в чем же проблема поборов в образовательном учреждении? На самом деле никто из родителей не против вкладываться в среду, где обучается ребенок. Если что, мы сейчас про адекватных.
Даже я, будучи бомжеватым фрилансером, готова вкладывать не только в кружки, но и в государственную школу. Только есть несколько НО!
В обществе витает слово должен. И на то есть причины.
Родители отдают детей в школу, которая юридически несет ответственность за образование детей. Но государственные школы сейчас забиваются под завязку. В нашем классе 29 детей, и я считаю, простите, что это писец.
Я сама готовила ребенка к школе. Я из поколения учителей: моя бабушка учитель русского и литературы с 50-летним стажем, работала и директором разных школ. Моя мама педагог дополнительного образования. У меня близкие друзья работают учителями. 29 человек. Вдумайтесь.
Объективно учитель не может дать нужный уровень знаний всем за отведенное время. Но в наших школах не предусмотрена работа с отстающими. И что происходит? Правильно. Всё перекладывается на родителей. То есть сама система подбивает учителей говорить родителям, что делать и как учить. Мол я своё время отработала, дальше Вы. Во времена работы моей бабушки за это не доплачивали, но учителя сидели с отстающими и старались учить.
Сейчас уровень взаимоуважения и доверия упал, а нагрузка выросла настолько, что даже старым учителям легче свалить ответственность на родителей. Последние же в свою очередь хотят, чтобы их ребенок чему-то учился в школе, а не только зубрил каждую неделю стихотворения. Они считают, что основную ответственность за образование ребенка должен нести учитель. Это логично и юридически подкреплено. Но, к сожалению, не работает.
В итоге происходит перекладывание ответственности, от которой не выигрывает никто. Развитие детей в плане обучения происходит медленно: родители после работы злятся либо на учителя, либо на ребенка, что их чадо особо не развивается. А учитель жалуется, что уставшие родители не учат детей дома как следует.
И вместо доверительного общения и совместных предложений направленных на сплочение и улучшение процесса обучения, к примеру, вместо очередного окружающего мира выехать в лес по грибы или к речке с костром, чтобы родители познакомились, а дети побыли на природе в живую, а не через учебник...
Вместо этого мы будем обсуждать нужно ли из фонда класса брать деньги на закупку интегрированных дидактических тетрадей и тетрадей для записи наблюдений по окружающему миру. И не спрашивайте, что это значит и зачем это О_о Я сама в итоге не очень поняла.
Дорогие представители родительского комитета, если Вы хотите делать поборы, делайте их с умом. Я не сторонник заговоров про откаты представителям родительского комитета или классному руководителю, но! Если вы хотите, чтобы ваши предложения покупали, создайте ценность.
Посмотрите фильм «Волк с Уолл-стрит». Чтобы продать ручку, нужно создать ситуацию, в которой она будет необходима. Если нам нужна охрана, покажите мне насколько это офигенные мужики, которые никому не дадут в обиду мою дочь. Если нужно на воду убедите меня, что она лучше, чем та, что в бутылке. Если нужен пылесос на 1 группу убедите меня в том, что это офигеть как улучшит здоровье всех присутствующих в этой группе детей.
Но я всё же предлагаю не зацикливаться на вопросе: «На чтобы потратить деньги?» А сделать основным вопросом: «Как объединить усилия учителя и родителей для организации более эффективного процесса обучения?» Как учить детей и в школе, и дома так, чтобы при этом не перегрузить?
Я отбомбилась :D Спасибо, что дочитали до конца. Я думаю, что этот блог будет вестись в формате моих рассуждений о жизни с ребенком и рассказе жизненных историй, которые, надеюсь, будут полезны вам. Если у Вас есть свои истории о том, на что Вам предлагали сдать кровно заработанные, не объяснив толком зачем — велком в комментарии.
Ставь Лайк, если устал(а) читать моё полотно :D
Больше моих статей и жизненных моментов тут:
«Я хочу Пикачу!»: ребенок и выбор домашнего питомца
Воспитание детей: ошибки, которые допускает каждый
Что на самом деле беспокоит детей при поступлении в школу (Видео)