Найти тему
Крысы против

Экспорт в эпоху коронавируса: жив или мёртв. Часть 1

В 2020 году коронавирусная пандемия нанесла жестокий удар мировой экономике. Никогда прежде мир не имел дело со столь глобальной проблемой. Начавшаяся в Китае эпидемия превратилась в фактор, с которым вынуждены считаться все страны. По мере увеличения количества жертв и распространения инфекции стали вводиться карантинные меры. В пострадавших государствах и регионах закрывались границы, людям запрещали выходить на улицу. Привычный ритм жизни угасал, и это неминуемо сказывалось на всех сторонах торгово-экономической деятельности. Эксперты давали неутешительные прогнозы, отдельные исследователи предвещали грядущие нищету и голод, а потому все с тревогой следили за каждым изменением в сложившейся ситуации.

Коронавирусная угроза активизировала ряд факторов, каждый из которых по-своему воздействует на внешнеэкономические операции. На фоне снижения деловой и потребительской активности под угрозой оказалась внешняя торговля. Закрытые границы не только сдерживают распространение инфекции, но и останавливают грузопотоки. Населению в таких условиях всерьёз приходится задумываться о возможном недостатке продовольствия и иных товаров. Для экономики государств и регионов это означает недополучение денег в бюджет от экспортных операций. Насколько же разрушительной оказалась пандемия и какой урон она нанесла отечественному экспорту?

Распространение коронавируса и закрытие границ

При вспышке коронавирусной инфекции на государственном уровне принимаются меры по усилению безопасности. Это касается как отдельных городов, регионов, так и целых стран. Первым удар закономерно принял на себя Китай. Эта страна — один из крупнейших российских внешнеэкономических партнёров, товарооборот с Поднебесной за 2019 год составил более 110 млрд. долларов. Уже в январе и феврале 2020 все компании, экспортирующие свою продукцию в Китай, столкнулись с задержками при прохождении проверок и во время погрузки-разгрузки товаров. Отмечались простои, скопления контейнеров на проверочных терминалах и другие сложности. Например, специалисты отмечают, что общее число принимаемых Китаем морских судов за этот период сократилось на 30% относительно обычных показателей. В портах не преминули воспользоваться сложностями и повысили стоимость фрахта. Тяжелее всего ситуация складывалась для владельцев скоропортящихся грузов.

По мере распространения инфекции подобная же картина наблюдалась и в других странах. И даже при отсутствии карантина в стране-импортёре не стоило сбрасывать со счетов необходимость транзита (особенно актуальна эта ситуация в Европе). Если грузу для доставки покупателю требовалось пересечь несколько границ, это приводило к многочисленным простоям и росту издержек. Эти и многие другие трудности при прохождении досмотра на границах, сбои и задержки привели к снижению товарооборота. Если сравнивать показатели российского экспорта за январь-февраль 2020 с данными за предыдущий год, то обнаруживается недополучение прибыли в 12,7%.

Однако на фоне падения поставок товаров из Китая открывались и возможности для продвижения российской продукции на мировом рынке. Так, например, возросли до 4,4% поставки отдельных видов товаров в страны Европы, США и на Ближний Восток. В частности увеличились объёмы поставок фанеры в Египет.

Источник: https://fumigation1.ru/company/companystati/1564-eksport-v-epoxu-koronavirusa-zhiv-ili-myortv.html

Экспорт в эпоху коронавируса: жив или мёртв. Часть 2: https://zen.yandex.ru/media/fumigation1/eksport-v-epohu-koronavirusa-jiv-ili-mertv-chast-2-5f6ad9d71a32447f2d7351a3