Итак, на момент разрушения куста древних цивилизаций плодородного полумесяца все они были примерно одного технического уровня. И ни один народ не смог сохранить свои знания и умения. Что же помешало сразу после восстановления государственной жизни продолжить с прежнего места в развитии?
В первую очередь, разрушение прежнего мира, более всего затронуло верхние уровни пирамиды власти. Крестьяне перед крахом, во время, и после изменений практически не поменяли свой уровень знаний и образ жизни. А вот всем тем, кто кормился в результате перераспределения ресурсов, пришлось несладко. Если воинов приходилось кормить в любом случае, то мастера и специалисты, оставшиеся не у дел канули в лету.
Тут следует сказать, что вся наука и мастерство держались на системе передачи знаний, оставшейся в процессе развития практически неизменной с древних времен. Процесс сохранения знаний заключался в обучении каждым отдельным учителем своих учеников, каких-то стандартов образования и системных подходов не существовало. Новые идеи и веяния распространялись так же, от одного специалисту к другому. Разрушение привычного мира ударило и по системе передачи знаний.
Все погибшие учителя не успевшие передать свои знания оборвали цепочку, разруха привычного мира выбросила на помойку истории привычные источники жизни для специалистов. Царь древней деспотии оставшиеся крохи ресурсов доступные к распределению тратил на укрепление защиты подконтрольных земель, а астрономы и прочие теоретики оставались без куска хлеба. Многочисленные чиновники, обученные счету, были брошены на произвол судьбы по той-же причине, лучше в лихое время иметь десяток солдат вместо обученного счету бюрократа. Разрушившаяся торговля погребла под собой наиболее многочисленный слой образованных людей того времени, торговцев и их приказчиков по всему древнему миру.
Это катастрофическая утеря знаний сопровождала собой любой катаклизм, вплоть до массового книгопечатания. Если катаклизм был локальный, то в пострадавший регион набегали гастарбайтеры из соседних городов и стран. Когда же катастрофа была глобальной, то мир погружался во тьму.
История знает два глобальных коллапса приведших к утрате накопленных знаний. Катастрофа Бронзового века и крушение Римской империи. В обоих случаях за разрушением системы передачи знаний наступали столетия блуждания во тьме. Пока на руинах не возникали новые государства и не выстраивали свою пирамиду власти, которая позволяла из потока распределяемых ресурсов выделить глоток на науку и искусство.
Только производство книг с сохраненными знаниями позволило разорвать порочный круг. Да еще и позволило учить людей массово, по единым методикам. Именно более менее массовая грамотность дала толчок к развитию европейских стран, плюс накопленный багаж знаний.
А после темных веков Бронзового века воссияла прекрасная Эллада, и определила путь развития человечества с тех времен и по сей день.