Найти тему
REBURG

Есть ли девелопмент после пандемии?

В ближайшие дни в Москве пройдет заседание Development.club, профессиональной дискуссионной площадки, которую организуют маркетинговое агентство DeVision и РБК Недвижимость. Накануне мероприятия побеседовали с Радиком Нигматулиным о текущем состоянии рынка жилья и его перспективах.

Полный текст интервью опубликован на сайте devision.blog, здесь небольшая часть беседы.

Падение спроса в апреле-мае было связано не только с карантином или со страхом лишиться источников дохода. Скорее, оно было связано с негативными ожиданиями покупателей.

Это скорее эмоциональный фактор, который влияет на принятие решений. Ведь за один месяц человек не может стать в разы беднее, у него не могут поменяться какие-то долгосрочные цели, а ожидания могут корректироваться достаточно быстро.

Помощь рынку недвижимости пришла неожиданно — вместе с радикально снизившейся ипотечной ставкой. О мерах поддержки государство заявляло с самого начала карантина, и какие-то меры поддержки девелоперы ожидали, но сокращение до 6,5% оказалось хорошим сюрпризом. Именно он на все эти месяцы и определил развитие рынка жилья в России.

Уже в мае показатели продаж девелоперов зависели от того, кто из них и как выстраивал свои коммуникации с покупателем. У некоторых компаний уже этот месяц выдался очень хорошим. А у других заметный приток покупателей с ипотекой пришелся на июнь. Но в течение последующих месяцев мы видим, что практически у всех продажи восстановились и превысили прошлогодние показатели.

Сыграла свою положительную роль льготная ипотека. Ведь если сравнить количество сделок с ипотекой и без нее, то число сделок без привлечения кредитных средств осталось на уровне прошлого года, даже чуть-чуть меньше. А количество ипотечных сделок выросло относительно прошлого года в полтора раза.

И если в прошлом году доля ипотеки в структуре сделок была во многих городах на уровне 50%, то сейчас она выросла до 60-75%. У некоторых компаний эта цифра еще больше. Получается, что сам по себе рост рынка произошел за счет увеличения доли ипотеки.

Поменялась в последнее время и структура спроса на рынке жилья. До 2018 года мы фиксировали рост продаж в комфорт классе. При этом доля студий и однокомнатных квартир, хоть и медленно, но сокращалась.

В 2019 году и в течение всего 2020 года мы фиксируем упрощение спроса. Это означает не только смещение спроса в сторону ультракомпактных студий. Это и общее уменьшение площади объектов всей линейки.

Понятно, что возможности рынка определяет бюджет покупателя. В период нехватки свободных денег самая дешевая трехкомнатная квартира станет хитом продаж, несмотря на планировку, экспозицию и качество проекта. И именно такой спрос демонстрирует, что возможности покупателя ограничены.

Сегодня, с точки зрения территориального разнообразия, формируются районы дешевого жилья. Районы с большим числом простых и тесных квартир. Это ответ на финансовые возможности покупателей. Обычно это периферийные территории. И ипотека стимулирует продажи в первую очередь здесь, в низкобюджетном сегменте. Конечно, это не значит, что девелоперы будут строить только простое и дешевое жилье. Но рынок в очередной раз разворачивается в эту сторону.

Полная беседа о рынке жилья и перспективах.

Если темы рынка жилья, ипотеки, развития городов и региональной статистики интересны вам, подпишитесь на Дзен, / Телеграм-канал / YouTube /Twitter /Я мессенджер , чтобы не пропустить, что-то важное.

Михаил Хорьков
Уральская палата недвижимости
22.09.2020