Наш новый автор, Ольга Головко, расскажет, как это узнать
Мне не раз приходилось слышать и читать о том, что мальчики и девочки учатся по-разному. Трудно не согласиться с этим, но, по моему мнению, все люди учатся по-разному. Понаблюдайте: кто-то на мастер-классе будет наблюдать весь процесс с начала до конца (а вдруг не получится?), кому-то важно понять последовательность и технологию, а потом пробовать, кому-то важно ещё раз посмотреть, как делает сосед, кто-то сразу без сомнений кинется в бой, кто-то попытается сделать по-своему… вариантов масса, потому что все люди разные.
Помните, какой ажиотаж в классе, когда на уроке химии расставляют оборудование для опытов или на биологии – микроскопы? Потому что настоящие знания – это те, которые ты проживаешь: видишь, слышишь, нюхаешь, трогаешь, а может, пока никто не видит, пробуешь на вкус! Так мы присваиваем опыт, встраиваем его в себя, и только такой опыт мне видится валидным.
Получивший в последнее время популярность деятельностный подход в образовании – как философия образовательного процесса – мне очень близок. В рамках этого подхода человек, во-первых, сам инициирует процесс получения знаний (то есть двигателем является интерес и необходимость), во-вторых, знания являются средством достижения целей. Мне думается, дети с ярко выраженными интересами вообще могут познать весь мир через этот мотор. На интересе отлично практикуется самообразование. Но если определяющего интереса или даже интересов нет, ребёнок все равно открыт миру!
Реализация данного подхода позволяет наблюдать следующее:
1) как разные инструменты познания встроены в жизнь разных детей;
Один ребёнок понимает умножение, когда он во время водных процедур начинает считать количество плиток в ванной; другому проще складывать несколько раз, третий научается складывать и умножать, когда в игре герой может унести только определённый вес оружия и ресурсов; четвёртый просит кого-то придумывать ему задачки и с упоением решает их.
Иным вообще чужды операции с числами, – возможно, для решения возрастных задач в данное время ему это умение и не требуется.
2) как разные каналы восприятия информации, способности к пространственному мышлению и к пониманию художественных образов активируются при обучении;
Истории один преимущественно смотрит, другой слушает, третий читает, четвёртый придумывает, пятый показывает, шестой представляет и делает костюмы, седьмой конфеты приносит! И запоминают и проживают эту историю через запахи опавшей листвы, дымку в воздухе, вензеля в начале каждой главы, ощущение плотненькой страницы в пальцах, запах книжного шкафа, шляпу, наряды для переодевания, или ступу бабы-яги из ведра.
Вот часть дня в дороге – и в череде впечатлений выясняется, что один посчитал среднюю скорость, другой сочиняет сказку по облакам, третий постоянно что-то выясняет для себя про топливо, про колеса, тормозной путь, правила дорожного движения! У детей процесс обучения и реализация своих интересов идёт практически постоянно.
3) Критерии, которые позволяют оценить количество и качество знаний ребёнка, условны и недостаточно прозрачны.
Когда я пытаюсь определить объём овладения знаниями в какой-то области конкретным ребёнком, я могу ориентироваться на критерии ФГОС и вопросы промежуточных аттестаций. Но осознаю, что любой установленный критерий очень условен! Я всячески, пока это возможно, избегаю оценочности в своих суждениях относительно знаний ребенка по конкретной теме. Можно запомнить ту информацию, которая необходима сейчас, но ребёнок в силу физиологического развития частей головного мозга не способен осознавать некую потенциальную полезность информации. Применительно к взрослому человеку мне приходит в голову забавная ассоциация выучить, например, английский язык без потребности им пользоваться.
Одним из моих наблюдений является также то, что успешные, казалось бы, ответы на задаваемые на аттестационных испытаниях вопросы совсем не означают, что ребёнок их запомнит надолго! Основным и значимым для меня критерием является то, насколько хорошо ребёнок справляется с текущими жизненными задачами, насколько он может реализовать свои потребности в общении и изучении интересующего вопроса.
4) Сейчас время видеть по-новому, думать по-новому, делать по-новому, пространство это поддерживает. Для меня «по-новому» – это образование в индивидуальном темпе, во внимании к ребенку, его интересам, способностям и потребностям возраста.
Здесь и сейчас открывается мир наблюдений и спокойной готовности дать ответ, достаточный для того, чтобы ребёнок понял, что его слышат, и не излишний, чтобы не бросаться объяснять, вооружившись дополнительными источниками. Кстати, мои дети, наверное, как и многие другие, не очень склонны узнавать что-то из книг.
Во-первых, им трудно в девятилетнем возрасте сформулировать запрос и переработать много информации. На вопрос: «как можно вырастить ананас и можно ли это сделать дома?» вполне логично искать ответ в сети. Во-вторых, информации вокруг очень много, в мультфильмах для детей младшего школьного возраста изложены основы (и не только основы) физики, биологии, химии, астрономии, географии! Сейчас вопрос выбора и совета литературы для поиска и более глубокого изучения вопросов детьми для меня очень актуален, и лучше всего с ним справляется шестилетний средний ребёнок!
Мне хочется отметить, что мои размышления основаны на наблюдениях за детьми предпубертатного возраста, и будущее семейного обучения для меня пока ребус, который я продолжаю разгадывать.
Автор: Ольга Головко, по профессии экономист, в данный момент получает образование в области психологии и педагогики. Мама четверых детей, двое старших на СО
Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн
Читайте также другие статьи:
"Майнкрафт"... Я была в ступоре и не знала, как реагировать
Единственная важная вещь, которой вы должны научить детей
Планирование: бытовое удобство или основа близких отношений?
Самое важное при оформлении на СО
Ставьте 👍 и присоединяйтесь к нам, чтобы не пропускать новые статьи о СО.