Довольно часто меня обвиняют в том, что я лютый "кремлебот", целиком и полностью одобряющий "политику партии". Вот не складывается у либерально настроенной общественности, как можно любить страну и одновременно видеть ошибки. Эта "общественность" ошибок не прощает, для меня это звучит как "инвалидов убить", "стариков не лечить".
Я стою на другой позиции. Надо пытаться как-то улучшать жизнь вокруг себя, потому что это наша жизнь, и мы в ней живем. И в этой стране, в этой реальности.
Тем больнее я воспринимаю действия правительства, которые мне кажутся ошибочными. И все эти действия можно определить одним словом: "оптимизация". Вот правда: мне кажется, страшнее зверя нет. Вспомним, как в начале пандемии из каждого утюга с облегчением вздыхали: "Хорошо, что медицину до конца не оптимизировали, а то бы мы сейчас тут вымерли все, как мамонты". И правда: хорошо. Так образование и культура-то, что, не оптимизируются? Еще как оптимизируются. Просто нет повода заметить тупиковость этой идеи, кажется, что ничего страшного, а будет-то все еще хуже.
Начнем с образования. Я, естественно, противник тестовой системы, противник "новых форм", противник исключительно "полезных" знаний. Я, знаете ли, даже противник "развивашек". Просто раньше развивающие всякие дела были только для не совсем полноценных детей, остальные дети должны были спокойно усвоить не только школьную программу, которая считалась минимумом того, что должен знать нормальный человек, но и внешкольные дисциплины, которыми ребенок занимался во всяких школах искусств (музыкальных, художественных), домах культуры, спортивных школах. Мало того, от ребенка требовали, чтобы он занимался где-то еще помимо школы. Это решало сразу две проблемы: оттягивало чадо с улицы с ее тлетворным влиянием, и занимало свободное время (это кроме собственно развивающего и социального аспектов). Теперь же все внимание на школу, а в школе все примитивируется, я знаю, о чем говорю. У детей сегодня весьма маленький объем "оперативки", потому что школьная программа перестала мозг тренировать. Об этом можно много говорить, поэтому не буду. В результате мы уже получаем работников немногозадачных, которых ставит в тупик малейшая проблема. Не все, конечно, такие, но большинство.
И вот самое главное. Как только в образовании началась оптимизация "зарплата учителя за учеником", стали закрываться деревенские школы, деревня стала умирать катастрофическими темпами. Потому что, когда молодая деревенская семья рожает ребенка, а учить этого ребенка негде, то молодая семья валит из деревни туда, где эта самая школа есть. Им еще и медицина-то не особо нужна, а школа - срочно. А ее нет. Вот и результат.
Примерно также с сельскими клубами и домами культуры. Вот не нужны они, по мнению чиновников. Нет клубов - нет досуга, кроме пьянства, нет развития для детей, нет ничего интересного. Как говорят в деревне в таких случаях: "У нас некуда пойти". А и правда: некуда. Это городским пасторальные пейзажи, рыбалка на озере или речке - это нечто, деревенские в этой пасторали выросли, им чего-то цивилизованного хочется.
Про медицину даже говорить не буду. Сейчас эта тема и так самая животрепещущая.
Вдогонку: еще одно зло - это верноподданичество наших чиновников. Некоторые (их очень мало) насмерть стоят, чтобы отстоять от всяких оптимизаций то, что есть (и ведь удается), но большинство, теряя тапки, бежит претворять в жизнь любой туманный намек. Есть городок в Ленинградской области, где есть два ФОКа (Физкультурно-оздоровительных комплекса), но ни одного ДК. Знаете, почему? Потому что президент - спортсмен. Был бы президентом, например, Цискаридзе, был бы дом культуры со сценой. Как-то так все у нас происходит. Грустно. Хотя и не все так плохо))
В заключение: только не надо говорить, что во всем виновата нынешняя власть, придет другая - заживем. Если предположить, что придет команда Навального, Россия вообще оптимизируется до размеров Московского княжества.