Очень хочется начать играть в своей первой ФРПГ? Сегодня мы сделаем первый важный шаг - напишем анкету! Разберем структуру и тонкости написания самых важных пунктов. Как сделать своего персонажа живым, его историю интересной, и не запороть себе вычурной анкетой весь дальнейший отыгрыш - обо всем расскажу этой осенней ночью.
Анкета отражает все известные данные о персонаже, в том числе те данные, которые сам персонаж в силу каких-то причин может не помнить или не знать.
Самая простая анкета выглядит следующим образом:
Имя
Возраст
Пол
Биография
Характер
Внешность
Способности/Навыки
Дополнительные пункты
По моему мнению, это необходимый минимум, из которого нельзя упускать ни один пункт. Со мной согласны далеко не все - иногда для упрощения анкетирования, привлечения игроков или сохранения интриги некоторые пункты могут убрать. Чаще всего из анкет исчезает биография и способности.
Обычно пункты добавляются - в фэнтези и фантастике появится пункт о расе, очень часто есть пункт о принадлежности к какой-нибудь организации/фракции/гильдии, некоторые могут попросить дополнительно указать инвентарь, питомца, персональный артефакт или оружие.
А теперь пройдемся по каждому пункту по отдельности.
Имя
Казалось бы - очень простой пункт, но и тут бывают косяки. В европейском фэнтези появляются необоснованные японизированные имена, а в аниме-фандомных играх в качестве неканона выступают вездесущие французы/американцы/канадцы и иже с ними. Как так выходит?
Чтобы правильно выбрать имя, нужно всегда учитывать лор. Гораздо лучше подобрать пусть менее интересное, но органично вписывающиеся имя. Лучше уточнить, какие имена подходят и какими можно пользоваться фамильными приставками.
Возраст
Возраст сильно зависит от выбранной расы. Если раса нечеловеческая, то в скобках указывают, на какой человеческий возраст выглядит персонаж.
Пол
Не ограничивай себя мужским и женским полом. Отыгрывать бесполых существ и гермафродитов тоже бывает очень интересно.
С этим пунктом частенько в паре идет пункт ориентация - тут кто во что горазд. Важно помнить - иногда ориентация может стать одним из интересных личностных конфликтов персонажа, а не просто пунктом для галочки.
Биография
Сложный, нелюбимый, презренный и часто выкинутый на помойку - тяжела судьба этого пункта анкеты! Никто его не любит, никто его не ценит, а зря, очень-очень зря.
История нашей жизни влияет на наше мировоззрение, характер и убеждения. Рождаемся мы чистым листом с одним лишь темпераментом, и чтобы понять, кто мы, нужно знать, откуда начался наш путь и как он шел до нынешнего момента.
Характер будет неполноценным и ничем не подкрепленным без биографии. Биография - это пункт, обосновывающий абсолютно все, что мы напишем дальше. Здесь указывается место рождения персонажа, его отношения с семьей, места и условия получения навыков, важные жизненные ситуации, влияющие на личность и убеждения. Здесь же можно прописать родство с другими героями, если оно есть.
Пренебрегать биографией не стоит - герой ощущается не прожившим жизнь в этом большом мире, а возникшим из ниоткуда. К тому же, структурированная запись важных аспектов игры позволяет не запутаться в течение долгой игры и не напридумывать противоречащих друг другу вещей. Например, не имя анкеты, можно написать о 5 братьях и сестрах, а через полгода реального времени в следующем посте написать о бытие единственного ребенка в семье. И это за одного и того же персонажа! Кому нужны такие противоречия?
Разумеется, впихнуть абсолютно все в анкету невозможно - и чем дольше вы играете за персонажа, тем больше появляется новых деталей, требующих закрепления. У меня есть персонаж, за которого я играю в одной и той же игре уже 4 года - для того, чтобы ничего не забыть, для него отдельно был написан дневник с расширенной версией биографии - получилось раза в четыре больше, чем объем анкеты целиком. И это только биография! Зато герой стал живее и глубже - у него на самом деле есть, что вспомнить.
Характер
Прежде чем мы продолжим, пожалуйста, возьми лист бумаги и встань перед зеркалом. Внимательно посмотри себе в глаза, раздели лист пополам и выпиши в один столбец свои положительные черты, а во второй - отрицательные.
Закончил(а)? Уже думаешь, что я заставляю заниматься какой-то ерундой? Что некоторые черты характера вообще невозможно отнести к хорошим или плохим? И правильно думаешь!
Многие анкеты, а порой и шаблоны анкет от неопытных Мастеров, этим грешат - этими хорошими и плохими чертами.
Прежде всего нужно уяснить, что ничего плохого или хорошего в характере нет и быть не может. Эгоист может как бросить друга в беде, спасая свою шкуру, так и просто сохранить чувство собственного достоинства и не вестись на глупые манипуляции. Быть скромным - это хорошая черта только в старых сказках, она позволяет тебе не хвастать лишний раз, чтобы не выставить себя дураком. Излишняя же скромность затормозит твой карьерный рост - это может привести к принижению собственных способностей. И это касается абсолютно всех черт характера.
В характере важно избегать любого разделения на плохое или хорошее!
Как вообще создать своего собственного интересного по характеру персонажа? Обычно я поступаю следующим образом:
Выбираю одну характерную отличительную черту. Не бойтесь легкой гиперболизации. Персонаж может быть трусливым, смелым, холодным, вспыльчивым - подойдет любая интересующая черта. Она будет костяком персонажа. Затем нужно выбрать еще три-черты дополнительные черты. Например, трусливый персонаж может быть очень добрый и скромным, а смелый вполне может оказаться грязнулей, растяпой и душой компании. Не бойтесь стереотипных образов. Это только в фильмах до дыр затерли образ бой-женщины, брутального глупого качка, блондинки и всезнайки-ботанки. На первых порах взять за основу подобный стереотипный образ и раскрыть его - это гораздо лучше, чем попробовать создать своего идеального героя. Идеальные герои часто становятся сборником только "крутых" черт - они смелые, неприступные, крутые, сильные, красивые и вообще замечательные... Но смертельно скучные.
Вообще не будет лишним добавить какой-нибудь личностный конфликт - небольшой характерное противоречие. В обычной жизни мы вообще усыпаны противоречиями. Например, можно ненавидеть ягоды, но кушать томаты, не догадываясь о том, что плод томата - ягода. Мы не идеальны, мы не всегда великолепно эрудированны и образованы. Иногда мироощущение персонажа может расходиться с реалиями, в которых он живет, и жизненными установками, что ему давали - и это тоже конфликт. Ярчайший пример - принцессы, жаждущие приключений.
Важно, чтобы у героя была какая-нибудь цель в жизни. Для игрока она же - цель игры. Оседлать дракона, отомстить за семью, стать королем или выучить все языки. Конечно, можно создать персонажа, который только пытается выбрать, чем будет заниматься и куда пойдет, но я рекомендую хотя бы на задворках сознания иметь идеи, что дальше с героем делать.
Внешность
Обычно этот пункт располагается над биографией и характером, но я считаю, что его место именно здесь - ближе к концу, ибо внешность - это отражение биографии и характера. Недостаточно написать о цвете глаз и волос, телосложении, волосатости, шрамах и татуировках. Важно отразить еще привычный внешний вид - то есть одежду, - походку, поведенческие особенности, вредные внешние привычки - грызет пальцы от волнения, чешет голову, ходит из стороны в сторону и т.п.
В этот же пункт можно включить проблемы со здоровьем и адаптации к ним - как ориентируется в мире слепой персонаж или как хромой обращается с лестницами.
Не ограничивайте себя исключительно красивыми персонажами - некрасивые тоже очень интересны. Да и как вообще прожить жизнь, пусть и короткую игровую, да без восклицания о некрасивом носе?
Разные ролевые предъявляют разные требования к изображению, прилагаемому к этому пункту. Это может быть реалистичный/семи-реалистичный арт, фотография, гиф с актером, нереалистичный арт. Некоторые позволяют обойтись только текстовым описанием.
Способности
Я подразделяю способности на:
- Бытовые. Это способности, связанные с обычной жизнью. Сидеть верхом, вышивать крестиком, говорить на пяти языках, готовить обед, выживать в диких условиях, плавать и тому подобное.
- Физические. Сюда я отношу то, что связано со способностями тела. Например, можно быть очень сильным и мускулистым, но неповоротливым. Или наоборот - худым, но очень быстрым. А можно вообще быть неумелой толстенькой сарделькой - а почему бы и нет?
- Боевые. Редко в ФРПГ бытие обходится без каких-либо сражений. Если вы милая дама, ограничьтесь владением кухонным ножом. Если рыцарь - укажите оружие, которые предпочитаете, и вообще все, чем можешь владеть - от лука и пистолета до пушки и катапульты. Сюда же можно вписать привычную стратегию боя.
- Магические. Разумеется, этот пункт есть не всегда. Но если есть, то тут перечень привычных заклинаний (не нужны полотна из 15 заклятий - всеми не воспользуешься! - лучше меньше, но зато больше ходовых), уровень магической образованности и талант.
Не бойтесь быть в чем-то слабыми - слабости уравновешивают сильные стороны, и делают персонажа реалистичным. Лучше что-то не уметь, чем уметь абсолютно все. Для создание наиболее проработанного персонажа можно воспользоваться специальными шпаргалками для писателей. Например, что-то подобное:
Как запороть игру анкетой?
Есть игры-однодневки - это ролевые, живущие не дольше нескольких месяцев. Там ты не успеваешь отыграть и нескольких эпизодов, как все схлопывается, а персонаж отправляется в долгий ящик. В таких играх недостатки анкеты просто не успевают проявить себя.
Но иногда, порой даже сам того не подозревая, ты попадаешь в игру, продолжающуюся не год и не два. Тогда все косяки анкеты и серьезные противоречия вылезают наружу.
Единственная профилактика - обращать внимания на тонкости и писать анкету внимательно.
Спасибо за прочтение :) Надеюсь, эта статья хоть немного помогла. В следующий раз поговорим о написании своих первых постов.