Животные честнее и искреннее нас.
И не в том дело, что они не врут. Просто им сложнее разорвать контакт с реальностью. У них нет настолько совершенного контейнера ее отражений, как наш с вами мозг. «А у нас есть», гордо говорим мы.
Второе, что делает психотерапевт – возвращает контакт с реальностью.
(про первое смотрите предыдущую статью)
Нам в чем-то не повезло, мы очень сложный вид. Мы обрели бОльшую свободу, но запутались в собственных представлениях. Животное не может помыслить об эклектике постмодернизма и отражении этой философии на восприятие гендера и социальных ролей. Не совсем ясно, что тут написано? Мне тоже.
Животное «заземлено» и действует в более строгом соответствии с реальностью. Оно зачастую просто вынуждено следовать физическим законам и константам, как в принципе и мы, живущие вместе с ними.
Но человек – особый случай. Поговорим об этом?
Первая стадия потери контакта
Мы объявляем войну реальности и стремимся в сторону часто ложного идеального. Мы отталкиваемся от неподходящей нам картины мира и с удовольствием используем диссоциативные механизмы, которые встроены в нашу чувствительную нервную систему.
На практике это означает, что, сталкиваясь с непереносимым опытом, мы сжимаемся, как сжимается гидра, блокируем механизмы чувствительности и останавливаем деятельность. И это важно, сделать так в момент катастрофы. Но потом важно вернуться в исходное состояние. К сожалению, вернуться получается не всегда.
И именно в момент невозврата наша нервная система отрывается от контакта с миром и замыкается сама на себе. В ней есть остаточные представления о реальности, но чем дольше мы «сжаты», тем более ложными или иллюзорными становятся эти представления. Это похоже на глубокую воронку, в которую нас засасывает иногда без остатка. Чем глубже в воронку, тем больше эйфория диссоциации. Знаете такие состояния? Чем глубже в воронку, тем сложнее смотреть назад, в мир, в реальность. Тем больший стыд и депрессию мы вытесняем или проживаем – в зависимости от того, стремимся мы в воронку (вытесняем) или пытаемся вернуться к реальности (проживаем).
В общем, мы теряем контакт с телесными ощущениями и обратной связью от среды. Мы не позволяем себе искать лучшее и трансформировать реальность под наши нужды. Становимся неадаптивными, утрачиваем свою функциональность.
Нам страшно быть в мире, проживать реальность всем собой.
Вторая стадия потери контакта
И тут случается чудо! Нам на помощь приходит язык и вербальная речь. Ими мы осторожно зондируем окружение. Общение, речь – это зондирование реальности через другого. Это «безопасный» способ получить информацию о том, чего боимся. И хорошо, если мы это понимаем и используем речь по назначению. Но иногда мы уходим в общение так глубоко, что механизм испорченного телефона (кто не помнит этот детский пример?) только усиливает нашу скорость диссоциативного ввинчивания в воронку. Проще говоря, чем больше мы опираемся на слова, тем меньше в них реальности.
Третья стадия потери контакта
А затем мы начинаем воспитывать детей, на защиту которых потом, при хорошем раскладе событий, встает психотерапевт из предыдущего поста.
Чему мы их учим в первую очередь?
Рационализации своих страхов и способов жить «безопасно» в кажущемся нам опасным мире или контакту с ним?
Как часто мы рассказываем детям свои иллюзии идеалов, но вынуждены действовать иначе? Как часто мы обильно снабжаем их двойными посланиями и расщепляем их психику недоумением и фрустрацией? И как выбрать ребенку в кого и кому верить – в говорящего родителя или родителю как-то ведущему себя?
Возвращение
Второе, что делает психотерапевт – возвращает контакт с реальностью.
Он делает это бережно и безопасно раскрывая нас. Встречая с иллюзорной болью и стыдом. Адаптируя к социуму и давая потихоньку прожить шокирующий выход из иллюзии. Сначала вместе с ним, а затем и самостоятельно.
Психотерапевт не сделаем вас животным. Ну если только на немного. Все человеческое в узком смысле, как мы обычно понимаем это, останется с вами. Но к этому прибавится что-то еще. Не спутанная система представлений, а ясное видение жизни. Чистота собственных эмоций и реакций на окружающее. Свобода, которая появляется не в борьбе за свободу с каждым встречным, а та, которая настоящая, когда вы интегрировали себя в реальность и реальность в вас. Нормальная регуляция организма под названием здоровье.
Психотерапевт возвращает то, что скрывается под понятиями: «полнота собственной ценности» и «самореализация». Он делает нас адаптивными и эффективными – это когда нам требуется минимальное количество усилий для получения адекватного нашему запросу результата.
Парадоксально, но животным психотерапия не настолько необходима. У них с этим гораздо проще.