Найти в Дзене

Мохнатая гусеница - страшная угроза или мудрый урок?

Внешне страшная, то-ли мохнатая, то-ли шипастая гусеница являла собой прекрасный образец неосознанной опасности, как казалось в начале написания этого поста. Ведь кто знает, что скрыто за ее многочисленными ворсинками? Может быть, там острые ядовитые жала с зазубренными краями, готовые впиться в наши нежные руки, осмелься мы схватить это ужасающее создание? Может, где-то в начале этого тельца

Внешне страшная, то-ли мохнатая, то-ли шипастая гусеница являла собой прекрасный образец неосознанной опасности, как казалось в начале написания этого поста. Ведь кто знает, что скрыто за ее многочисленными ворсинками? Может быть, там острые ядовитые жала с зазубренными краями, готовые впиться в наши нежные руки, осмелься мы схватить это ужасающее создание? Может, где-то в начале этого тельца скрываются мощные мандибулы, способные прокусить наш палец до кости и внести в нашу кровеносную систему смертельную заразу? А в самом конце этого бесконечного брюшка таятся коварные шипы, сочащиеся смертоносным ядом, от одного прикосновения к которым мы падем замертво, корчась в предсмертных судорогах и изрыгая зловонную пену из синеющих уст? И где вообще у этого существа, простите, начало - а где конец?

Стрельчатка кленовая (Acronicta aceris).
Стрельчатка кленовая (Acronicta aceris).

С раннего детства все говорили - не тронь мохнатую гусеницу, она опасна! Ее жесткие ворсинки войдут в кожу и останутся там, загнивая и вызывая гангрену, и в итоге тебе отрежут руку. Или ногу. Или еще что-нибудь. Какими только историями не полнились наши дворы, когда не было интернета. И многие искреннее верили в страшную опасность мохнатой гусеницы, но что же на самом деле?

Мы выросли и стали с большой долей пренебрежения относиться к подобного рода опасностям. Какие, а конце концов, гусеницы, когда только на дорогах нашей страны гибнет столько людей? Уж не говоря про сердечно-сосудистые заболевания, опухоли и, конечно, про бич этого года - коронавирус с лихорадкой COVID-19.

И изначально этот трактат должен был показать нам мнимость детских страхов по сравнению с реальностью. О том, как часто мы судим о происходящем исключительно по внешнему виду? Делаем поспешные выводы, не попытавшись вникнуть в суть вопроса, разобраться в теме предметно или просто остановиться на минуту и подумать о ситуации - может, все совсем не так, как кажется? Так вроде бы и с гусеницей - мы видим ползущий комок шерсти и уже внутренне представляем себя на холодном столе морге с биркой на большом пальце ноги, а на самом деле это просто личинка обычной репейницы чертополоховой (Vanessa cardui).

И сильна еще память предков - и не можем мы спокойно, без внутреннего содрогания, взять мохнатую гусеницу в руки - продолжаем подсознательно бояться страшных шипов, жвал и неминуемой смерти.

Нет, конечно, никто не отрицает, что в мире существуют ядовитые гусеницы. Это и Lonomia Obliqua, считающаяся самой опасной гусеницей на земле, и Megalopyge opercularis с смертельно опасными шипами, скрывающимися под мохнатым покровом, и Hemileuca Maia с многочисленными ядовитыми отростками по всему тельцу, но будем честны - мы живем не в тропиках и не в недрах влажной сельвы Амазонии, и в нашем климате нам вроде как совсем не резон опасаться каких-то там гусениц, особенно в то время, когда по улицам рассекают смертельно пьяные водители на больших джипах. И нам кажется, что за всю историю существования человечества в средней полосе еще ни один индивидуум серьезно не пострадал от мохнатой гусеницы, и что это совершенно беззащитные существа, мечтающие только о кусочке листика, который можно грызть с утра до вчера, и чтобы от них все отстали.

Но внезапно оказывается, что даже в средней полосе России могут существовать далеко не самые безобидные мохнатые гусеницы. Яркий пример - бабочка Медведица Кайя (Arctia caja) и ее гусеницы. Волоски этих гусениц легко могут вызвать коньюктивит, а ядовиты даже сами имаго - их брюшка содержат токсичный полипептид - яд кайин, который токсичен не только для членистоногих, но и для млекопитающих.

Также попадаются различные шелкопряды (например, шелкопряд походный сосновый (Thaumetopoea pinivora) или шелкопряд походный дубовый (Thaumetopoea processionea), которые, скапливаясь в большие колонии и обновляя свой меховой наряд, выделяют в атмосферу мириады микроскопических частиц из остатков сброшенных волосков, образуя вокруг себя как-бы пылевые облака, которые легко могут вызывать зуд и жжение даже у стоящих рядом людей, стоит ли говорит о том, что прикасаться к таким гусеницам категорически нежелательно. И, конечно, особенно опасны такие гусеницы для аллергиков.

Так вот и получилось, что народная молва и детские пугалки иногда оказываются вполне себе жизнеспособными, поэтому ключевой посыл сего трактата по мере написания в корне поменялся. Встречая что-то странное и непонятное, вызывающе подсознательный ужас или неприятие, и вспоминая страшные истории из детства, стоит вспомнить поговорку, что "нет дыма без огня", и воспользоваться современными технологиями для идентификации и локализации потенциальной опасности. Например, навести на подозрительную гусеницу объектив Google Lense, идентифицировать ее и, уже основываясь на полученном Знании, а не на догадках, интуиции или городских легендах - действовать дальше, соотнеся потенциальную опасность с предполагаемой выгодой.

Правда, тут сразу же возникает смежный вопрос - о доверии к тому же Google, как к источнику знаний, и о достоверности и ценности полученной от него информации - но об этом мы поговорим в следующий раз.