Найти в Дзене

13 недостатков семейного образования

Оглавление

Всё чаще слышу от знакомых про школу. Вижу гуляющих на улице ребят после школы. Нет, не думайте, мои малыши тоже гуляют и до занятий, и после, иногда как хорошая погода и во время занятий, и когда хотят, а если не хотят, так и вовсе сидят и занимаются своими делами.

И тут забрела в дебри сознания и решила критично всех поспрашивать: «Какие недостатки вы видите у нашего семейного образования?» Если честно, от услышанного в ответ я опечалилась. У меня сразу начала падать самооценка, поэтому решила развить тему и взвесить снова все плюсы и минусы. Какие же недостатки есть у моего семейного образования? Что мои дети не получают, и как это влияет на общую картину развития личности?

Подвожу итоги. Каковы минусы?

На дому учится сын уже в 3-м классе, дочка – в 1-ом.

1. Дома у детей нет друзей в количестве от 30-и человек в классе, плюс параллель из 5-и классов – то есть 150-ти человек. Конечно, масштабы впечатляют, можно общаться, искать друзей, симпатизировать, выстраивать границы, учиться ненасильственно или воинственно общаться, разделять с ребятами все радости и тягостные моменты школьной скамьи.

2. В начальной школе у Вашего чада вместо классного руководителя будете Вы и только Вы, если не нанимаете педагога для решения этого вопроса – то есть не переходите на платное индивидуальное обучение с репетитором.

3. На семейном образовании Ваши дети не будут сидеть за партой по 45 минут 4 - 6 раз в день с утра или с обеда, деля её с другим чужим человеком.

У ребёнка дома нет возможности с первого класса играть в эстафеты, пионербол, волейбол, баскетбол, футбол под присмотром грамотного педагога по физической культуре
У ребёнка дома нет возможности с первого класса играть в эстафеты, пионербол, волейбол, баскетбол, футбол под присмотром грамотного педагога по физической культуре

4. У ребёнка дома нет возможности с первого класса играть в эстафеты, пионербол, волейбол, баскетбол, футбол под присмотром грамотного педагога по физической культуре. И скорее всего, вы не будете проводить уроки патриотического воспитания и маршировать с детками по квартире, распевая гимн России. Тема очень печальная, потому что раньше во дворах детки играли во всё и без всякой школы, и меня мучает подозрение, что школа тут ни при чём. Играть можно, вот только бы планшеты с телефонами отнять и команды набрать. Может, у кого из дворовых желание появится? Хотя я спрашивала, они просто не хотят.

5. Скорее всего, принимать участие в школьных конкурсах, ярмарках, фотосессиях тоже не получится. И вы вырастете без этих фотографий в альбоме.

6. Кроме того, что касается уже не началки, а средней школы – это отсутствие разнообразия педагогического состава (нет преподавателей). Ребёнок не узнает о том, кому он симпатичен, кто к нему относится предвзято. Он не будет в общей массе серой неинтересной мышкой с отметками о знаниях в журнале и дневнике.ы с Тамарой ходим парой..

7. Опять-таки, он остаётся без, так сказать, своего круга доверия в классе – что называется мы с Тамарой ходим парой, ну и без своих «врагов», тех детишек, кому он не по нраву.

-2

8. Возможно, подростку, сидящему дома за книжками, будет труднее обрести первую любовь, это тоже не исключено.

9. Дети на СО самостоятельно решают и выбирают направление развития, я отношу это к минусам, потому что без адекватной родительской помощи такое самостоятельное решение может вылиться в катастрофу.

10. В отремонтированной школе есть современное оборудование, хорошие лаборатории, где можно проводить эксперименты и по химии, и по биологии, и по физике.

В отремонтированной школе есть хорошие лаборатории, где можно проводить эксперименты по химии
В отремонтированной школе есть хорошие лаборатории, где можно проводить эксперименты по химии

11. Затраты на обучение ребёнка будут тем больше расти, чем больше будет его интерес к тем или иным видам наук. Ресурсов много как платных, так и бесплатных. Однако, школа обязана учащимся на СО предоставлять и библиотеку, и помогать с лабораторной деятельностью. В этом они Вам отказать не могут. Остаётся выбрать время и составить расписание.

Что касается уже не проблем детей на СО, а вопроса родителей.

Кто педагог дома – мама и, если повезёт, папа. Любящие родители обязаны обеспечивать, кормить, одевать, обувать, следить за здоровьем, воспитывать и ещё учить уму разуму.

Семейное образование только для тех, кто готов взять ответственность, взвесить за и против
Семейное образование только для тех, кто готов взять ответственность, взвесить за и против

В школе вроде как проще, учитель должен взять на себя эту ответственность за государственную плату, и все претензии к нему. Таким образом, родитель свободен на 1/7 от ответственности за своё чадо, и руки развязаны, и можно спокойно работать на работе. Потом прийти поцеловать, обнять, собрать портфель и всё отлично.

Получается, что семейное образование только для тех, кто готов взять ответственность, взвесить за и против, и если что, всегда сможет принять иное решение, позволяющее семье и дальше гармонично развиваться.

12. Мама, взявшая на себя ответственность, обязана правильно составить план, стратегию. Это минус, потому что его в готовом виде нет, учить, как в школе, не получится, и придётся напрягаться и решать этот вопрос.

13. У мамы могут закончиться: терпение, силы, здоровье – и тут, как говорится, учебный процесс рискует встать колом.

-5

Какой вывод напрашивается?

Домашнее обучение не для лентяев, не для тех, кто перекладывает ответственность на других. Это очень серьёзный шаг, и чтобы принять такое решение, нужно, чтобы плюсы и все возможные доводы перевесили, а внутренний стержень был готов к любым испытаниям и урокам. Если человек не способен модифицироваться, работать в ногу со временем, развиваться, обучаться, если его базовые установки не прокачаны в соответствии с меняющимся миром и работает старый уклад, а ценности «как у всех», он не способен плыть по реке жизни с приличными порогами, тогда уж лучше свернуть налево. Там проще, туда все ходят.

И, чтобы уж окончательно утвердиться в своём выборе, я провела опрос своих деток, уточнила их пожелания.

Получилось, что у всех всё хорошо. Сыну в принципе не интересно тратить своё время на школу, он как это говорится, ботаник, у него, наверное, класса до пятого будет период впитывания информации и её фильтрования. А что касается спортивных командных игр, они у него есть, но не в таком масштабе, и при вопросе, может быть, он хочет заниматься в секции по игровому виду спорта, он ответил, что любит плавание. А вот с этим большая проблема в нашем маленьком городке.

Дочурка перед тренировками очень много играет с ребятами и общается вдоволь
Дочурка перед тренировками очень много играет с ребятами и общается вдоволь

Ну а дочурка – она любит свежий воздух и игры с детками, часто гуляет на велосипеде на улице, с подружками из садика, они как раз рядом учатся и после обеда дома. Спорт тоже себе выбрала, и перед тренировками очень много играет с ребятами и общается вдоволь.

В расписании детей стоят только те занятия и секции, которые они выбрали сами с оговоркой на базовые вещи – русский язык (в нашей программе это родное слово) и арифметика.

Поэтому пока что я вижу пользу, хотя, вспоминая своё детство, я мечтаю о том, как наши детки в будущем всё-таки придут в школу, где есть талантливые педагоги, где не устраивают ВПР со 2-ого класса, дабы подготовить к ЕГЭ малышей, где в классе все собираются и празднуют праздники, когда всем вместе можно сходить в поход. Пока что это моя мечта.

Я мечтаю о том, как наши детки в будущем всё-таки придут в школу, в которой им будет хорошо
Я мечтаю о том, как наши детки в будущем всё-таки придут в школу, в которой им будет хорошо

По опыту работы с детьми, в силу своей профессии, неоднократно посещала и школы, и детские сады. Всё не так и всё не то. Чтобы дать своим детям школу, в которой им будет хорошо, как когда-то, мне придётся очень много времени потратить на поиски.

Учитывайте минусы, делайте выводы, развивайтесь и подстраивайтесь в условиях той среды, в которой Вы живёте. Дайте то, что ребёнок может получить от Вас. Даже если Вы в школе, или в неё собираетесь, если есть возможность, потратьте время и проверьте малыша на готовность к большому коллективу. Не все детки одинаковы, не все способны обучаться дома, и не все смогут выстоять в школе и приобрести качественные знания и хороших друзей. Времена меняются, система меняется, и СО – это тоже система. Ваша индивидуальная, необыкновенная творческая среда, где есть время подумать и решить.

Творческих успехов, вам и вашим школьникам!

Автор: Кира Игоревна Белова, врач-педиатр, многодетная мама, двое деток на СО

Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн

Читайте также другие статьи автора:
Обзор учебной программы для СО, которую мы выбрали
Промахи, которые можно было и не совершать
Каким спортом заняться вместе с ребёнком?
Являются ли школьные отметки показателем интеллекта ребёнка?

Ставьте 👍 и присоединяйтесь к нам, чтобы не пропускать новые статьи о СО.