Найти тему

Как преодолеть нежелание ребёнка учиться даже дома на СО?

Оглавление

Представляем нового автора Светлану Никитину

На семейное образование мы с сыном перешли после первой четверти второго класса.

Первый класс и четверть второго он обучался в местной школе, и в начале учебного года чувствовал себя вполне спокойно и уверенно. Но с каждым днём учеба в школе становилась для него и для меня испытанием. Утро начиналось с восклицания: "Ненавижу эту школу, не хочу, не пойду!"
Я уже была знакома с родителями семейников и знала, что для их детей такой способ образования и, в первую очередь, воспитания – гораздо более благоприятная возможность развития личности.

"Ненавижу эту школу, не хочу, не пойду!"
"Ненавижу эту школу, не хочу, не пойду!"

А для меня аспект воспитания важен не менее, чем собственно обучение. Поэтому, несмотря на сомнения и тревоги по поводу восприятия окружающими моего шага, я перевела сына на СО.

В первый же месяц я усадила его за книжки. Но встретила почти открытое сопротивление.
Сын не хотел учиться и дома! Пришлось справляться со своей лёгкой паникой. Изучив в интернете и в чате СО опыт мам, уже проходивших наш путь, я узнала про "расшколивание". Это означает, что ребёнку нужен период, каждому свой, чтобы отключиться от школьной обязаловки: "ты ДОЛЖЕН учиться" и, в идеале, самому прийти к желанию получать знания.

До идеала у меня терпения и мудрости не хватило. Но где-то через месяц расшколивания, когда я стала подсовывать ему небольшие задания по одному предмету, то уже не встретила сопротивления. Сын стал входить в домашнюю учебную колею. Точнее мы с ним. Сначала мы пробовали заниматься по школьному расписанию, то есть основные предметы делать ежедневно, а дополнительные чередовать. Но сын начал опять буксовать.

Информационно к СО я готовилась заблаговременно, ещё когда ребёнок заканчивал садик. Поэтому знала о многих альтернативных методиках обучения, в том числе о методе погружения в предмет. На практике я решила реализовывать его так.

Когда я стала подсовывать ему небольшие задания по одному предмету, то уже не встретила сопротивления
Когда я стала подсовывать ему небольшие задания по одному предмету, то уже не встретила сопротивления

Мы с ним выбирали один предмет, помню первый был русский, и, в течение примерно месяцев двух, занимались только им. Так прошёл первый год СО. В общем, это в чём-то проходило на школу, потому что у нас было определённое время, отведённое для уроков, была оценочная система: правильно-неправильно и соответствующее требование обязательно положительного результата. Масла в огонь добавляли мои страхи. И один из них: если наше окружение подметит, что ребёнок идёт не в том темпе, что и школьники, они меня затерроризируют. Но непохожесть на школу была в том, что, в отличие от меня, сын был совершенно спокоен.

Я всё больше понимала, на что он способен в данный период своего развития, он всё больше воспринимал адекватные требования по учёбе. У нас выработался определённый темп, в котором были и уроки, и учебные четверти, но всё больше свободного времени.

К концу второй четверти я стала искать решение вопроса об аттестации. Проходить её в местной школе я не видела смысла: мы живём в селе, где все друг друга знают и наш уход был воспринят с сильным удивлением и непониманием. Было ясно, что проверка знаний будет предвзятой.
Перспектива ездить в другую школу также не вдохновляла: отношение неизвестное, плюс расходы на проезд, проживание.

Поэтому, после изучения возможных интернет-ресурсов для промежуточной аттестации, мы выбрали платформу "Хочу Учиться".
И не пожалели.

После самостоятельного прохождения ребёнком предмета, предоставленные на личной страничке ученика подготовительные тесты по каждому предмету являются буквально прекрасным средством повторения и закрепления материала. Разумеется, что подготовительные тесты дают ещё и возможность потренироваться к итоговым. И этот момент на "Хочу учиться" тоже хорошо продуман и эффективен.

Так как в первый самостоятельный учебный год мы искали и определялись с методами и способами обучения и проверки знаний, то мой сын сдавал аттестацию почти в его конце. Это было немного труднее, потому что все предметы сдавались один за другим. Зато на следующий год мы подключились к платформе в начале учебного года. И сдавали тесты уже по мере прохождения материала. Погрузились в русский язык, после этого успешно сдали тесты по русскому. Погрузились в математику – сдали тесты по ней. И так далее.

А в литературное чтение мы не погружались, не выделяли его в отдельный блок. Его, а после ещё и хрестоматию по литературе, сын читал каждый день. Я использовала чтение как доступ к часу мультиков или компьютерной игры. Но тем не менее, многие произведения были прочитаны с интересом и вдохновением. И некоторые из них стали частью нашей семейной культуры.

А бабушка стала с удовольствием читать с ним детскую литературу
А бабушка стала с удовольствием читать с ним детскую литературу

Хочется отметить, что близкие были настроены категорически против перевода сына на СО. Но когда, спустя время, они, общаясь с ребёнком, стали замечать его рассудительность, познавательную глубину, спокойствие, то постепенно изменили своё мнение. А бабушка стала с удовольствием читать с ним детскую литературу, что очень понравилось Игорю и сблизило их.

Отдельно расскажу про вспомогательные предметы. Обучение физической культуре у нас осуществляется так. Ребёнок выбирает, в какую спортивную секцию он бы хотел ходить и мы туда ездим (живём в небольшом отдалении от города). Ходил на акробатику, на самбо. Потом со мной на пилатес. Я разрешаю пробовать новое, чтобы он мог понять себя, где ему интереснее.

Жизнь в деревне и сама подразумевает двигательную активность: велосипед, деревья, пруд, хозяйственный труд.
На сайте аттестации предлагается два варианта сдачи физкультуры: приложить справку о посещении спортивной секции или сдать тест по предмету. Сын занимался в секциях, поэтому мы там брали справки.

Очень вдохновляет идея оценки предмета технология по результатам реальных и практических увлечений ребёнка. Тематический план предмета включает в себя разнообразные виды прикладного творчества. Поэтому не обязательно специально усаживать сына или дочь за парту и говорить: "Сейчас у тебя будут труды!" Нет. Процесс трудового творчества легко включить в повседневную жизнь, и наоборот. Мой сын – замечательный помощник по хозяйству и технически ориентированный мальчик. Например, он активно помогал устанавливать стиралку-автомат, а некоторые операции делал сам. И этот момент и другие дела, сделанные его руками, мы отразили в фотоотчете. Таким образом мы изучаем и сдаём технологию.

По Изо тоже предоставляется возможность пройти тест или прислать фото результатов творчества. Ещё в первый учебный год мой сын увлёкся нанизыванием бисера и бус и сделал для меня колье, браслет и т. д. Вот это увлечение как раз и пригодилось для отчёта по предмету. Мы сделали фотоотчёт по процессу и результатам и отправили.

Хочу отметить, что при переводе сына на СО, в первый год у меня была возможность не ходить на работу. Это помогло нам с сыном адаптироваться к новым условиям обучения.

Ребёнок выбирает, в какую спортивную секцию он бы хотел ходить
Ребёнок выбирает, в какую спортивную секцию он бы хотел ходить

Год спустя мне всё же пришлось пойти работать, правда по облегчённому графику. Теперь Игорю пришлось справляться с уроками самостоятельно. Иногда он ждал моего прихода , чтобы делать их вместе, иногда делал сам. Но во второй год распланированную программу мы сдавали досрочно и все предметы сдали задолго до мая. Так у нас появился запас свободного времени перед всеми каникулами и половина апреля и май.

Сейчас я пока также работаю по облегчённому графику, но планирую перейти на удалёнку и самозанятость. Думаю, что в семье , где ребёнок учится дома, показательным примером будет, как родители умеют строить свою жизнь сами, независимо от общественных институтов. И ещё, что особенно важно, это даст возможность установлению более доверительных отношений с ребёнком, появлению совместных интересов, занятий, дел. Это, несомненно, скажется положительно и на учебе, и на формировании личности, и на укреплении семейных взаимоотношений.

Сейчас мой сын уже в четвёртом классе. Замечаю больше самостоятельности в выполнении им упражнений. Очень радует то, что он начал открывать для себя правила не как объект зубрёжки, а стал видеть закономерности их применения. Это вызывает в нём большую мотивацию и интерес к учебе.

Выводы


Ранее я читала, смотрела, понимала, что для усвоения школьной программы не обязательно ежедневно сидеть по пять-шесть часов за партой. Теперь я вижу это сама. Особенно если есть понимание предмета и он ребенку нравится, то на усвоение материала надо не так уж много времени. А освободившееся время тратим на что-то интересное и увлекательное для нашей семьи!

Автор: Светлана Никитина, психолог, копирайтер, мама двоих детей, младший на СО

Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн

Читайте также другие статьи:
Это нужно знать при обучении ребёнка
Ожидания от СО не оправдались!
Планирование: бытовое удобство или основа близких отношений?
НЕПАРАДНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ. Два года на семейном образовании

Ставьте 👍 и присоединяйтесь к нам, чтобы не пропускать новые статьи о СО.