42,3K подписчиков

Может ли отвалиться колесо, если не затянуть ступичную гайку?

1,7K прочитали

Вопрос насколько однозначный, настолько и требующий внимательного рассмотрения, ибо - безопасность. Езда с незакрученной ступичной гайкой (или ступичным болтом - где как) - чем это опасно? В интернете на эту тему витает огромное количество мнений и просто баек из серии "одна бабка сказала", но кроме как "да, колесо может отпасть" никто толком ничего объяснить не может. Но не беда, сейчас всё выясним.

Зачем вообще нужна ступичная гайка

Рассмотрим общую схему этого узла на переднеприводном автомобиле. Есть поворотный кулак (иногда называют "цапфа") - к нему снизу крепится рычаг, а сверху амортизатор (в случае самой распространённой подвески Макферсон). В поворотный кулак запрессовывается ступичный подшипник, на котором вращается колесо. И в этот же подшипник запрессовывается сама вращающаяся с колесом ступица. Ну а к ступице крепится тормозной диск и само колесо. Ниже поясняющая иллюстрация - всё довольно просто:

Вопрос насколько однозначный, настолько и требующий внимательного рассмотрения, ибо - безопасность. Езда с незакрученной ступичной гайкой (или ступичным болтом - где как) - чем это опасно?

А вот в гайке под номером 4 и есть вся соль. Ведь именно она весь этот бутерброд стягивает и не позволяет развалиться. Ведь через всю вышепоказанную конструкцию насквозь проходит ось ШРУСа. И именно к корпусу ШРУСа притягивается гайкой вся эта сборка.

А если гайку не затянуть?..

При постоянной езде без гайки - скорее всего, колесо действительно рано или поздно вы потеряете. Ведь колесо ведь прикручивается не к поворотному кулаку, а к ступице. А та... правильно - притянута гайкой к подшипнику. Соответственно, если гайку не затянули (или не надели вообще, что хоть и редко, но на сервисах случается), то поначалу вы будете чувствовать увеличивающиеся с каждой поездкой вибрации. Это начинает разбиваться и люфтить подшипник - ведь теперь у него появилась степень свободы, а нагрузка на него очень высокая! Да и сам ШРУС, который не затянут гайкой к ступице, будет издавать различные звуки от поперечных биений.

Если все эти симптомы продолжать упорно игнорировать, то в один прекрасный момент подшипник сдастся - и ступица вместе с колесом уйдёт в свободный полёт по дороге. Примерно так:

Вопрос насколько однозначный, настолько и требующий внимательного рассмотрения, ибо - безопасность. Езда с незакрученной ступичной гайкой (или ступичным болтом - где как) - чем это опасно?-2