Дизайн — почти как философия. Его цель определить самого себя. Тот кто проектирует мост, рисует ноготки, определяет, какого цвета у вас будут шторы, создаёт сайты, и супергероев, даже редактирует гены — всё это дизайнеры. Дизайнер — художник, инженер, декоратор. Всё в одном. Но мне кажется ближе всего дизайнеры к спиритуалистам. Спиритуалисты (или спириты) уверяли, что позволяют общаться живым с мёртвыми. Дизайнеры делают то же самое: они обеспечивают общение между миром живых — людей, и мёртвых — вещей и явлений.
Дизайн — междисциплинарный жанр. Это работа для тех кто одинаково плох в искусстве, психологии, экономике, физике и ещё десятке дисциплин. Но при этом, такая суперпозиция — результат неуёмного любопытства и незаурядного трудолюбия.
Дизайн — это комплекс методик и приёмов для обеспечения наиболее эффективного взаимодействия людей и окружающего мира.
Но если вы забьете слово дизайн в wordstat, то поймёте, что для обывателя дизайн — это «красота». Люди фактически подменяют эти понятия. Посмотрите, если заменить «дизайн» в запросах на «сделать красиво», то вы получите реальный спрос — «сделать красиво ногти», «Сделать красиво квартиру», «сделать красиво одежду».
С одной стороны, это обидненько... ну типа, неужели всё, что нужно сделать — это «сделать красиво?!» Но если подумать, красота очень сложное, комплексное понятие. И воспринимаемое нами как красивое — это сочетание множества факторов: удобство, комфорт, понятность, соответствие культурному и историческому контексту.
Я знаю многих дизайнеров, которых вымораживает словосочетание «сделай красиво». Они думают, что профессию дизайнера сводят до банального декора. Но на самом деле это дизайн сообщество опрофанило термин «красота». Возможно, я позже вернусь к этой теме, но сейчас я бы хотел рассказать о другом.
Я должен признаться, меня тоже бесит, когда говорят «сделай красиво». Но не по тому, что я думаю, что это не важно. Это потому, что подобная постановка задачи ограничивает область, на которую я могу повлиять.
Дизайн — это мост между людьми и вещами. И когда говорят, что мост «должен быть красивым», но при этом один берег — болото, а другого пока не видно, зато из строительных материалов только бумага — это убивает.
Ты, как дизайнер, отвечаешь: «ок, я готов сделать мост, но мне нужно знать, где второй берег, а это болото нужно осушить и замостить камнем. И бумага — это не совсем подходящий материал, нужен бетон и металл». Тебя как будто внимательно слушают, а потом снисходительно спрашивают: «всё-таки, как вы считаете, бумагу стоит нарезать снежинками или покрасить в жёлтый, что будет красивее для нашего моста?..»
Это — надгробный камень Дизайна. Его проклятие. Это момент, когда умирают дизайнеры. В ЭТОТ момент из человека, который мечтал сделать жизнь вокруг проще, сделать так, чтобы люди лучше понимали друг-друга, из человека, который верил в необходимость вдумчивого отношения к самым незначительным мелочам, дизайнер превращается в станочника. В приложение к инструментам декора, ведомым сомнительным вкусом своего заказчика. К сожалению, большая часть дизайнеров, люди кроткие, ранимые и чувствительные. В ситуации с мостом — они отвечают, что бумагу лучше «порезать снежинками», и исчезают в небытии.
Так наше общество, наша экономическая система выкосила практически всех дизайнеров. Настоящего «спирита» встретить — большая проблема, поверьте человеку, который проводит по 80 интервью, прежде чем сделать предложение о работе.
Итак, подытоживая: кто убийца? Я не буду показывать пальцем на маркетологов, им тоже достаётся, но имея их в веду в первую очередь, скажу — дизайн убивают те, кто ограничивает компетентность дизайнера исключительно декоративной функцией.
Дизайнер не может работать, не проводя СОБСТВЕННЫХ исследований. Причём, исследования должны касаться «обоих берегов». Дизайнер не может не понимать экономической целесообразности предлагаемых решений. Он не может отказываться от ответственности за комплексную эффективность коммуникации. Дизайнер — это решение проблемы: комплексное и законченное. Это да’Винчи, это Форд, это Маск, это Айв.
Сегодня — время дизайнеров, время широких междисциплинарных компетенций, время, когда значение определяется личностью. И в это время не хватает смелых и ответственных «спиритов», которые через «мертвых» научат людей понимать, уважать и ценить друг друга.