Найти тему

Полет при сильном боковом ветре

Стоило выйти из офиса, как легкий ветерок радикально поменял мою прическу и без того повышенной лохматости. «Подумаешь, ветерок», - поразмыслил я вслух, надевая наушники. Открываю приложение, смотрю метеосводку в аэропорте. Дует. По пути у кого-то сдувает зонтик, который он заботливо припас с утра, ожидая несбывшийся дождик.

Полеты в США
Полеты в США

Уже из поезда пишу Биллу, что и как, летаем ли? Он подтверждает, что ветерок немного сильнее указанного в сводке, но если я боюсь, то он поймет. Нет, я сильный, я не боюсь, когда я боюсь. Подтверждаю, что буду вовремя и сажусь смотреть как правильно делать взлеты и посадки при сильном боковом ветре. Думаю, многие видели в интернете ролики с посадкой самолета, который сдувает с полосы. Я тоже видел и думал это монтаж. До вчерашнего думал.

Камера, мотор, чеклист. Полоса 23, ветер 260, скорость 10 узлов, порывы до 20 узлов. Ко взлету готов, джойстик на ветер. Разгон и через мгновение самолет подпрыгивает как бумажный и его сносит влево с полосы. Спидометр скачет как бешенный туда-сюда на 10-15 узлов, подвизгивает сигнал сваливания, нос рыскает то в небо, то в конец полосы. Отмечаю, что я так крепко джойстик еще ни разу не держал. Обычно, несколькими пальцами, расслабленно, а тут вцепился мертвой хваткой. А солнце, мать его, солнце, дико красивое, облака рисуют шедевры природы. Хрясь, ударяюсь башкой о крышу самолета, залетая в очередной порыв ветра. Так, собрался, тряпка. Нос вниз, набираем скорость. Ветер отпускает несчастное тело, которое еле-еле карабкается ввысь против ветра. Ощущение, как будто стоим на месте. 1200, закрылки, нос вниз, встряска, наушник, башка, ммм-ать, набор до 1400.

1400, поворот направо с набором высоты до 1700. Эй, а кто аэродром подвинул? Выкручиваю джойстик обратно и с легким недоумением недоумеваю, почему меня так просто несет на ВПП. Полная мощность двигателя, скорость – какого лешего? Собрался! Выравниваю машину в позицию краба и бочком-бочком лечу на посадку. Мощность, закрылки, снижаемся. Самолет уходит в правое пике, подбрасываемый ветром как игрушка. Захожу на повышенной скорости, правое касание, левое и пинок под задницу – самолет подбрасывает на воздушной подушке и опускает на полосу. Сел. Почти ровно.

Билл не дает собраться с мыслями: «Полный газ, на полосе нельзя задерживаться», - и мы опять взмываем в небо. Ох уже это солнце, эти облака и силуэты замков, морей и океанов на горизонте. Так, собрался, тряпка! Встряхнул головой и выровнялся. На этот раз взлет без сноса с полосы – вовремя скорректировал крылышки. На втором заходе перелетаю нужную точку поворота из-за сноса ветром и захожу опять в пике, но уже намеренном, с целью вернуться к полосе. Перед самым касанием выключаю двигатель на холостые и идеально сажу машину. Вау, да я все понял, я умею теперь!

«Щас же, разбежался», - подумала Вселенная и при разгоне начинала опрокидывать самолет. Внизу что-то сжалось, вверху что-то хрустнуло, крыло на ветер и резкий отрыв. Стабилизация, нос по центральной линии полосы, набор.

-2

Беру свои слова назад. Опять перелет, внимательное и медленное снижение, хороший заход. Молча, без эмоций. Взлет.

- Diamond 402AM, левый разворот на 360 градусов, уступите место - командует диспетчер. Внизу несутся две скорые, пожарная и полиция. На посадку экстренно заходят два медицинских вертолета. Завершаю разворот, иду на посадку. Хочется посмотреть, что там происходит, но понимаю, что моя жизнь зависит от моей посадки, моего внимания, и это сейчас важнее всего остального, что вне самолета. Вторая мягкая посадка, сразу взлет. Слева орут сирены.

Звуки смолкают, диспетчер дает добро на взлет и проход вертолетам пока я разворачиваюсь на очередную посадку. Тут оживает Билл: «Делаем посадки на короткую полосу». Короткая полоса, это когда она ну очень короткая, милипизерная такая, что ее не видно. Это примерно два Боинга средних размеров друг за другом поставить и все. Нужно не просто сесть, но и оттормозиться не в кусты. Напомню, что за окном немножко дует. Да и вечереть начинает к тому же. А солнце…

Чтобы совершить короткую посадку нужно начать парение над поверхностью земли до начала полосы, чтобы на первых метрах уже коснуться грунта и начать торможение. До начала полосы травка зеленеет и стоят башни с огнями.

- Билл, а кто сейчас по закону командир судна? Ты же, не я?

- Да

- Ну и замечательно, а то я страховку не купил.

Снижаюсь в борьбе с ветром за право приземлиться. Метрах в двухстах от полосы проходит автомобильная дорога, где машинки снуют туда-сюда. Порыв и меня кидает вниз, придавливая. Маяк глиссады тут же падает в красное обморочное состояние – самолет ниже глиссады идет. Я резко рву газ вперед, чтобы поднять машину. На все это Билл равнодушно замечает: «газ верни на место». Приказы командира не обсуждаются. Наверное… Порыв ветра ослабевает, самолет поднимается и касается полосы. Бабахаю нос вниз, закрылки вверх, по тормозам. Попа виляет, но судно замедляется. Полный газ и взлет.

Несколько посадок в подобном режиме, и я начинаю понимать, чего от меня хочет инструктор. Оказывается, когда полоса короткая, то можно и приложиться о землю, а не обнимать и нежно поглаживать ее, как я это делал все предыдущие разы. Прикладываюсь о землю и идеальная посадка при вышеупомянутом ветре. Вон оно че, Семеныч…

Наступает ночь. Диспетчер прощается и уходит. А теперь две посадки на травку. Ночью.

Продуктивно полетал. Очень и очень. А боялся, переживал. А у кого-то зонтик сдуло. Глаза боятся – попа твердеет. Летаем дальше.