Всем доброго времени суток. Хочу поговорить на одну очень щекотливую тему. В далеком 1889 году в журнале «Вестник Европы» вышла статья И.А.Гончарова «Нарушение воли». Кстати, это автор того самого романа «Обломов», который встречается в школьной программе. Гончаров был не только художественным писателем, но и неплохим публицистом.
Так вот, статья «Нарушение воли»исполнена искренним возмущением на тему того, как после смерти личная переписка знаменитого человека попадает в руки издателей и смело печатается отдельной книгой. Все бы ничего, ведь переписка известных людей действительно содержит массу интересного и полезного. Беда только в том, что многие письма не предназначались самим автором для широкой публикации.
Гончаров приводит в пример судьбу писем Пушкина, Кавелина и Крамского. Его удивляет, с какой легкостью издатели, заручившись законом, деньгами и согласием родственников умерших, печатают то, на что умершие никогда бы своего согласия не дали. Публицист статьей «Нарушение воли» апеллирует к нравственности.
Действительно, нельзя же игнорировать неприкосновенность личной переписки человека, даже если его больше нет в живых. Не поленитесь, прочитайте статью, если есть время. А я вернусь к нашему времени.
Мы и наши современники бумажных писем давно не пишем, вся деловая и личная переписка ведется в основном онлайн. Но кто гарантирует современному пользователю соцсетей, что после его смерти его переписка не будет продана и даже опубликована?
В 19 веке закон действительно позволял напечатать письма умершего, если на то было согласие наследников. Ведь письма относятся к рукописям, а рукописи принадлежат родственникам как правопреемникам. То есть достаточно было хорошо заплатить наследникам за согласие, собрать всю корреспонденцию знаменитого автора и заработать на издании.
А уж любопытствующих, к примеру, изменяла ли Пушкину жена, всегда будет масса.
Что мешает, я вас спрашиваю, современным соцсетям делать то же самое? Тем более, им ничего не надо будет искать, в их распоряжении вся ваша переписка со всеми знакомыми. Получить согласие наследников, получить согласие адресатов и выставить на всеобщее обозрение ваши сообщения.
Ах, вы не знаменитость? Ну ничего, вы можете быть владельцем, к примеру, хорошего бизнеса. У вас есть конкуренты, которые захотят заплатить за вашу переписку с другими партнерами. В конце концов, у вас могут быть просто недоброжелатели, которые даже после вашей смерти будут продолжать воевать с вами. Завладев вашими личными сообщениями, они захотят высмеять вас и вашу жизнь.
Согласитесь, многим ведь любопытно, какие мы, образно говоря, без одежды. А ведь в личке содержится масса интимных подробностей. Например, о ваших сексуальных предпочтениях, которые вы при жизни не разглашали. Или о веществах, которые вы пробовали. В такие тайны, как правило, посвящают только самых близких, а они возьмут да и дадут согласие на продажу и публикации. И потом, ваши адресаты тоже не вечны.
Думаете, закон не позволит этого сделать? Честно говоря, я не юрист и такими вопросами не занимаюсь. Вполне возможно, законом от такого варварства в наш век люди после смерти и защищены. Только ведь законы меняются, в них вносятся поправки, эти поправки легко принимаются. И всё. Опровергнуть после смерти никто ничего не сможет, а сообщения — вот они.
Друзья, я сейчас не пытаюсь привести кого-то в тупик и призвать отказаться от современных средств связи. Но, пожалуй, возможную дальнейшую судьбу любой деловой и личной переписки надо иметь в виду всегда. Не обо всем можно говорит по телефону и писать в сообщениях. Все самое деликатное лучше оставлять для разговора при встрече. Пусть лучше деликатная тема будет лишим поводом увидеться.
Встречайтесь с близкими почаще. На этом приятном пожелании заканчиваю. Спасибо за внимание. С каждого из вас по одному лайку и комментарию. Пока-пока.